Папки-передвижки

Конспект занятия «Русские народные промыслы»

Елена Семеновна Осипова
Конспект занятия «Русские народные промыслы»
▼ Скачать + Заказать документы

Русские народные промыслы»

Цель:

Создать у детей представления о многообразии существующих видов народных промыслов на территории России.

Задачи:

Познакомить детей с понятиями «ремесло», «промысел»;

развитие познавательных способностей детей;

Публикация «Конспект занятия „Русские народные промыслы“» размещена в разделах

воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, интерес и любовь к Родине, ее истории и культуре, её истокам; чувство патриотизма, уважения и восхищения художественным мастерством народных умельцев;

способствовать развитию интереса к своей стране и воспитанию чувства любви к Родине; развивать кругозор.

Оборудование: видеоролик «Народные промыслы», предметы народного промысла.

Ход занятия.

Каждый народ должен знать свои корни, свою культуру. Только так мы можем сохранить своё национальное достояние.

Наша русская земля богата талантами. Во многих семьях можно найти мебель, платки, шкатулки, матрешки, которые изготовлены народными умельцами. Эти изделия мы увидим и во многих уголках земного шара, т. к. туристы покупают их и везут к себе на родину. Поэтому искусные мастера славятся на весь мир.

Сегодня наше мероприятие будет посвящено знакомству с народными промыслами России.

Народные промыслы России - огромное духовное богатство, оно доносит до нас культуру прошлых поколений.

Наши предки испокон веков славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими руками сказочную красоту. Занимаясь разными ремеслами, люди зарабатывали себе на хлеб насущный.

Что такое ремесло?

Ремесло – это мелкое производство готовых изделий, где основу составляет ручной труд.

Народные промыслы – это гордость России. В народе говорили : «Не то золото, что дорого и блестит, А то дорого, что руками мастера создано”.

Все изделия русских мастеров делались вручную. В каждое мастер вкладывал всю свою душу и умение. А украшал свои изделия затейливой росписью. Назывались изделия по имени селений, где их создавали. У каждого мастера была своя отличная манера изготовления. И сегодня мы с вами, совершим заочное путешествие в этот волшебный красочный мир. Полюбуемся работами мастеров, узнаем некоторые их секреты.

Гжель

Недалеко от Москвы в Раменском районе находится село Гжель. Гжель – один из известных народных художественных промыслов России. Это обширный район в московской области, куда входят 27 деревень, в том числе и Гжель. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население почти трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было - вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове "Гжель" слышатся отзвуки глагола "жечь". Гжельский фарфор: посуда, предметы интерьера, сувениры. Гончарным ремеслом занимались здесь издавна, примерно с 14 века. Делали разную посуду и игрушки. В настоящее время фарфоровые изделия Гжели завоевали широкую известность благодаря неповторимости рисунка и формы. Гжельский фарфор легко узнать по синей росписи на белом фоне. В орнамент рисунка входят листья и цветы: ромашки, колокольчики, васильки, розы, тюльпаны, ландыши.

Почти два века из рук настоящих мастеров своего дела выходят поистине замечательные произведения искусства - расписные жостовские подносы. Этот промысел возник в начале 19 века неподалеку от Москвы в старинных деревнях Жостово, Осташково, Новосильцево.

Начинается рождение подносов с вырубки из железного листа заготовки нужного размера. Затем с помощью мощных прессов заготовке придают нужную форму. Острые края формы подгибают, заготовку грунтуют, просушивают, шлифуют и покрывают черной краской, а потом лаком.

Жостовская роспись – это цветочная композиция. Эти цветы собираются в букеты, гирлянды, венки. Их дополняют листьями и маленькими веточками. В Жостове пишут на черном, красном, желтом и синем фоне, но самый распространенный, "классический" - это черный. Обычно в центре располагают крупные цветы, написанные яркими красками. Мелкие рисуют по краям подноса, они делаются слегка затемненными и словно сливаются с фоном. В результате такой росписи и цветы и листья словно выступают из глубины.

Сто с лишним лет назад подмосковные крестьяне братья Вишняковы откупились от крепостной зависимости и открыли в деревне Жостово свою мастерскую. Они решили расписывать металлические подносы. Подносы делались кузнечным способом – выколоткой. Жостовские подносы могут быть овальными, круглыми, прямоугольными. Мастер работает сразу на нескольких подносах и использует по очереди каждую краску.

Золотая Хохлома

Хохлома - это название старинного торгового села бывшей Нижегородской губернии - теперь Горьковской области, куда привозили на продажу деревянную расписную посуду. Название же самого села связано с именем речки Хохломки. Село расположено по обе стороны реки. Продавалась эта замечательная посуда на ярмарках. А вот и легенда, как появилась на свет хохлома.

В древние времена жил в Москве мастер – живописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер свое ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался на Волгу, в глухие леса. Срубил себе избу. И была она с виду самая обычная, а переступишь через порог – глаз нельзя отвести от мебели да от посуды, что мастер сделал. Как будто солнце поселилось в его избе. Знал мастер, как из простой деревянной посуды сделать праздничную, чтобы золотом горела. Для этого натирал он посуду оловянным порошком, покрывал льняным вареным маслом и ставил в печку. От жары масло желтело, а олово сквозь него на золото становилось похоже.

Слава о мастере разнеслась по всей земле, дошла она и до грозного царя. Повелел он стрельцам найти беглеца. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва.

Узнал мастер о своей беде, собрал людей и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда пришли царские стражники, все увидели, как горит ярким пламенем изба мастера – художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Подхватили его ремесло односельчане. И так много они сделали красивой расписной посуды, что решили продавать ее всем.

Хохломские мастера используют четыре цвета: красный, черный, золотой и иногда зеленый. Эти цвета хорошо передают особый хохломской травяной узор. Красный- любовь, преданность. Черный - торжественность. Золотистый - свет, солнце. - Традиционные элементы Хохломы – красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки, часто встречаются птицы, рыбы, звери.

Федоскинская миниатюра

Федоскинская миниатюра — русский промысел, который возник в конце XVIII века. Это вид традиционной живописи масляными красками на изделиях из папье-маше — особой массы, которую делают из картона, бумаги и клея.

Промысел получил свое название от подмосковного села Федоскино. Там располагались самые известные предприятия, где делали и расписывали табакерки, шкатулки и бисерницы.

В 1795 году в селе Данилково (сейчас оно входит в состав Федоскино) московский купец Петр Коробов основал небольшую фабрику, на которой создавали лакированные армейские козырьки. А вскоре там стали изготавливать предметы из папье-маше. С этой техникой Коробов познакомился, когда путешествовал по Германии. Он посетил фабрику Иоганна Штобвассера в Брауншвейге, известную своими лакироваными табакерками, мебелью, предметами декора. Нескольких мастеров Коробов пригласил на свое производство. Там же, в Германии, он купил необходимые краски и лаки. В XIX веке на производстве появились новые изделия — шкатулки, чайницы, альбомы для фотографий и рисунков, пасхальные яйца. Украшали федоскинские миниатюры ручной росписью. Известными сюжетами были «тройка», «чаепитие», сцены из жизни крестьян, а также копии известных картин.

Ростовская финифть

Финифть - особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль в сочетании с металлом. Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный.

Искусство финифти, или живописной эмали, росписи огнеупорными красками по эмалевой поверхности металлических предметов было хорошо известно ещё в древней Руси.

Ростовские мастера украшали финифтью иконы, кресты, церковную утварь. В XlX веке появляются копии картин художников, портреты, пейзажи, ювелирные украшения.

В наши дни изделия ростовской финифти украшают коллекции лучших музеев мира и пользуются неизменным успехом у всех ценителей прекрасного

На Русь эмаль пришла из Византии, поэтому русское название эмали - "финифть" -происходит от греческого "фингитис", что переводится как "светлый, блестящий камень". Процесс создания живописной миниатюры на эмали в общих чертах сводится к следующему. Эмаль наносится в несколько слоев на лицевую и в один слой на обратную сторону медной выпуклой пластинки. Обжиг при температуре до 800 градусов прочно сплавляет эмаль с металлом, образуя ровную блестящую поверхность - основу для живописи. Роспись пластинки производится огнеупорными красками.

Вологодские кружева

Если говорить о кружевах, то нельзя обойти вниманием город Вологду - древнейший центр кружевного ремесла.

Вологодское кружево напоминает драгоценную паутину. Искусство кружевоплетения никогда не придет в забвение, это хрупкое очарование не перестает трогать сердца людей, пленяя своей красотой. Под названием «вологодское кружево» часто подразумевалось русское кружево вообще.

Начало изготовления кружева здесь, как и во многих других местах России, связано с крепостными мастерскими.

Вологодское кружево – самое известное, оно выплетается там с 1820 года. Особое внимание уделяется штучным изделиям: знаменитым воротникам, пелеринам, шарфам, перчаткам, салфеткам. Богатство и разнообразие узоров, чистота линий, мерные ритмы орнаментов, высокое мастерство - таково его художественное своеобразие. Вологодское кружево известно по всему миру, долгое время оно олицетворяло славу русскую. Слово «кружево» происходит от «окружать», украшать нарядной отделкой края одежды и других предметов из тканей. Кружевоплетение было известно на Руси издавна. Им занимались женщины всех сословий. Платье царей, князей и бояр украшало кружево из золотых, серебряных и шелковых нитей; в народной одежде использовалось кружево из льняной пряжи, а с конца XIX века - из хлопчатобумажных нитей. Кружево напоминает морозные узоры на зимнем окне и чудесную белизну березовых рощ.

Малахит

Первое малахитовое месторождение было открыто в сороковых годах XVIII века. Оно носит название Гумешевское и располагается у истоков реки Чусовой. Благодаря открытию того рудника в России началось производство небольших ювелирных украшений. Кольца и бусы, серьги и подвески – камень уральский малахит обычно использовался вместе с другими камнями, чаще всего драгоценными. Расцвет промысла начался после открытия Международного месторождения. Именно тогда появился уникальный стиль изготовления изделий из этого камня, который назвали русской мозаикой. Искусные камнерезы распиливали камни на тончайшие пластинки, подбирали узоры и наклеивали на основу. После начинался процесс шлифовки. Русские мастера создавали такие уральские изделия из малахита, что ни один наблюдатель не мог даже усомниться в монолитности изделий. Запасы уральского малахита были настолько богатыми, что некоторые мастера могли позволить себе небрежное обращение с этим минералом. Известны случаи, когда малахитовой крошкой, с которой отказывались работать мастера, засыпали ямы в мостовых. Сегодня же подобная расточительность кажется настоящим безумием, ведь даже самые маленькие образцы – настоящее чудо.

Гусь Хрустальный

В 1756 году орловский купец Аким Васильевич Мальцов основал очередную «фамильную» стеклянную фабрику, выбрав место во Владимирском уезде Московской губернии, при сельце Никулине, в урочище Шиворово, что на реке Гусь. Отсюда и возникло название будущего города — Гусь-Хрустальный.

К середине XIX века гусевская фабрика Мальцовых числилась в ведомостях мануфактур как «чисто русское хрустальное производство», работавшее исключительно на отечественном сырье и топливе, имеющее русские кадры. Самобытные произведения гусевских мастеров славились далеко за российскими пределами и производили фурор на престижных международных выставках. В числе постоянных заказчиков и покупателей значились известные коллекционеры, крупнейшие ювелирные компании и даже царственные особы.

До сих пор, как и во времена Мальцовых, все изделия создаются вручную. Традиции старых мастеров на Гусевском хрустальном заводе продолжают

Понятно, что хрусталь ручной работы — дорогое удовольствие, но зато, как говорят художники, в нём есть душа. «В каждом изделии — талант и сила мастеров, через руки которых оно проходит, каждое неповторимо.

Абрамцево кудринская резьба

По сравнению со многими традиционными народными промыслами Абрамцево-Кудринская резьба как отдельный стиль сформировалась относительно недавно. Всего в конце 19 века.

В 1882 году художники И. Е. Репин и В. Д. Поленов нашли в деревне рядом с усадьбой С. Мамонтова в Абрамцево резную доску. Эта резьба на доске и послужила основой целого стиля. В этом же году художники открыли бесплатную школу по обучению резьбе по дереву. Ученикам преподавали рисунок и обучали основам живописи. Резные изделия учеников продавали затем в специализированном магазине в Москве. Особенностью этого стиля резьбы стали декоративные растительные элементы на деревянных предметах. Прототипом резных элементов стала старинная крестьянская резьба, а также орнаменты из старых книг. Поначалу мастера вырезали отдельные мотивы – веточки, листочки, завитки. Но с развитием стиля стали создавать цельные законченные резные композиции, которые полностью «оплетают» изделие. В этом стиле мастера объединили несколько техник резьбы по дереву: ажурную резьбу, геометрическую и плоскорельефную. При ажурной резьбе виден только орнамент, фон высверлен. При геометрической резьбе нарезается несколько выемок разных форм, которые и образуют разные узоры и композиции. При плоскорельефной резьбе получается выпуклый, скругленный рельеф, который возвышается над фоном. Ко всему этому мастера добавили целое кружевное переплетение из веток, листьев и завитков. Получился оригинальный и неповторимый «растительный стиль».

Филигрань или скань

Скань- это в целом более общее название этого искусства у нас в стране. Происходит от древнерусского слова свивать. Во всем мире же эту разновидность ювелирной техники называют филигрань (от итальянского filigrana, в свою очередь это слово

поскольку узор иногда выполняется не только из витой проволоки, но из мельчайших металлических шариков). Надо сразу отметить, что в мире филигрань-это, прежде всего работа с ювелирными металлами -у нас же это вовсе не обязательно.

Искусство это пришло к нам с Востока, еще в 11 веке, и быстро получило развитие. Причем, сразу появились и свои особенности. Русские мастера придумали так называемую "морозную технику", когда изделия из скань напоминали узоры мороза. Было бы ошибкой считать, что скань-филигрань – чисто русский промысел. Традиции филигранного искусства живы в современных школах разных стран. Филигрань Армении — это тонкость и плоскостность, Дагестана — обилие зерни и полусфер, Костромы — сложные объёмные формы. Изделия в технике филиграни производят ювелиры самых разных стран – Франция, Италия. До боли знакомые серебристые ажурные узоры можно неожиданно встретить в украшениях, например, из Эквадора. И не стоит этому удивляться, ведь именно в Латинской Америке особенно живы древние «серебряные» промыслы, включая сканный.

А теперь мы посмотрим как вы внимательно смотрели видео путешествие по народным промыслам. Я задаю вопросы а вы отвечаете.

1. Какое изделие изготавливают из металла? (Подносы.)

2. Какую посуду называют «бело-синее чудо»? (Посуду из Гжели.)

3. Как называются изделия, которые украшают предметы и края одежды? (Вологодское кружево.)

4. Где делают самые красивые подносы? (В Жестово.)

5. какую роспись называют золотой? (хохломскую.)

6. Изделия из папье маше? (Федоскинская миниатюра.)

7. На какой росписи не встретишь синего цвета? (На хохломской.)

8. Как называются изделия из стекловидного порошка и эмали на металлической подложке? (Финифть.)

9. Как называются ювелирные изделия из тонкой проволоки? (Филигрань или скань)

10. Как называется горная порода зеленого оттенка с необычным рисунком на поверхности? (малахит).

Физминутка

А теперь игра Доскажи словечко»

1. Деревья смотри в плодах, а людей смотри. (в делах).

2. Терпение и труд все. (перетрут).

3. Маленькое дело лучше большого. (безделья).

4. Не везде сила: где нужно умение, а где и. (терпение).

5. Не за свое дело не берись, а за своим делом не. (ленись.)

6. Под лежачий камень и вода. (не течет).

7. Где умному горе, там дураку. (веселье).

8. На кровати лежать, так и хлеба не. (видать).

И в завершении нашего мероприятия я предлагаю вам побыть немного ремесленниками и проявить свое художественное творчество. Перед вами заготовки сувениров для росписи, которые мы с вами заранее приготовили. Ну что начнем?

Итог

Ребята вам понравилось наше путешествие в далекое прошлое? что нового вы узнали?

Вы сегодня узнали о русских народных промыслах, увидели изделий народных мастеров. Народного искусства поражают нас особой красотой, гармонией и совершенством. Только хорошие и добрые люди могли создать такую красоту и прославить на весь мир свою землю, свой край.

Мы должны уважать труд и беречь то, что сделано руками талантливых людей. Это поможет нам сохранить свои национальные традиции, свое национальное достоинство.

Публикации по теме:

Конспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группыКонспект занятия по познанию «Народные промыслы России» для детей старшей группы Цель: Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам русского народного декоративно – прикладного искусства. Задачи:.

Конспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 летКонспект беседы «Народные промыслы России» для детей 5 лет Цель. Развитие творческих способностей через ознакомление с мотивами народных промыслов. Задачи: Закрепить знания детей о русском народном.

Фотоотчет «Мини-музей в группе «Русские народные промыслы»Фотоотчет «Мини-музей в группе «Русские народные промыслы» Фотоотчет «Мини-музей в группе «Сказка». Гусева Наталья Валерьевна МАДОУ «Детский сад №5 «Крепыш», г. Мегион Из глубины веков все народы.

«Русские народные сказки». Конспект НОД«Русские народные сказки». Конспект НОД Конспект НОД «Русские народные сказки». Автор: Иванова М. А., воспитатель МБДОУ №299. Тема: «Русские народные сказки» Цель: Систематизировать.

Конспект ОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе с детьми 6–7 лет «Народные промыслы: гжель и хохлома»Конспект ОД по патриотическому воспитанию в подготовительной группе с детьми 6–7 лет «Народные промыслы: гжель и хохлома» АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ЛИПЕЦКА ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №126.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Русские народные сказки» Конспект занятия в старшей группе “Русские народные сказки. ” Образовательная область: Развитие речи. Цель: 1. Образовательные: Учить узнавать.

Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Конспект занятия «Русские народные песни в операх русских композиторов» Цель: Знакомство с новым жанром в музыке- оперой. Знакомство с творчеством.

Лэпбук «Народные промыслы»Лэпбук «Народные промыслы» Добрый вечер, представляю Вашему вниманию свой лэпбук "Народные промыслы", для детей старшего дошкольного возраста. Цель: продолжать знакомство.

План-конспект викторины в старшей группе «Русские народные сказки» Цель: - Закрепление представления о жанре «сказка»; Задачи: - Учить детей делать выводы, на основе имеющихся знаний. - Развивать речь.

Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции»Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» в рамках проекта «Русские народные промыслы и традиции» Сценарий праздника в средней группе «Русской гжели синева» Педагог : Сазонова Любовь Владимировна Цель : приобщение детей и родителей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русские народные промыслы»
Опубликовано: 5 января 2024 в 11:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русские народные промыслы»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Семеновна Осипова (УИ 3326940) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД