ирина лысикова
Проект «Русская матрешка»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство- каждодневное открытие мира
и поэтому надо сделать так, чтобы оно
стало, прежде всего, познанием человека
и Отечества, их красоты и величия.
(В. А. Сухомлинский)
Патриотическое воспитание юного поколения – одна из главных задач нашего времени. За последние годы произошли глобальные изменения в нашей стране. Особенно это коснулось нравственных ценностей и отношения людей к Родине. Зачастую материальные ценности в наше время доминируют над духовными. Но именно возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению нашей России и воспитанию патриота и гражданина, который знает и любит свою Родину.
Публикация «Проект „Русская матрешка“» размещена в разделах
В наше время достаточно всяких игрушек и наших детей не очень–то чем–либо удивишь. Целенаправленное ознакомление детей с яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира – русской матрёшкой – это одна из частей формирования у детей патриотизма, знаний о русских народных обычаях и традициях. Знакомя детей с русской матрёшкой, уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению уровня познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура, должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность. Расширить круг представления о разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребёнка исторические сведения. Это значит приобщить детей к прекрасному, научив их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих игрушек. На это направлен проект : «Русская матрёшка»
Цель: Знакомство детей с народной игрушкой – матрёшкой через интеграцию различных видов деятельности.
Цель: Воспитать интерес к истории России, к истокам русской народной культуре, народному творчеству на примере русской национальной матрёшки.
Задачи для детей:
-познакомить детей с русской народной игрушкой - матрешкой;
- познакомить детей с историей матрёшки, как народного промысла;
- дать представление о матрёшке, познакомить детей с основными видами матрешек;
- познакомить детей с различными играми с матрешками. Учить детей использовать их в разных видах деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество) .
-развивать у детей мышление, восприятие, связную речь, мелкую моторику, познавательные интересы, ловкость, смекалку, сенсорные навыки;
-развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
-поддерживать интерес и любознательность детей, содействовать развитию творческих способностей.
-развивать интерес к предложенной теме, помогать увидеть в обычном необычное;
-учить получать радость от увиденного, услышанного, сделанного своими руками;
Задачи для родителей:
1. вызвать интерес к русской народной игрушке - матрешке;
2. приобщать к истокам русской народной культуры;
3. побуждать к ознакомлению своих детей с изделиями декоративно-прикладного искусства;
3. учитывать опыт детей, приобретенный в детском саду.
Свою работу я начала с подбора нужного материал: альбомов с иллюстрациями различных видов матрёшек, книг, раскрасок, мультимедийных презентаций, музыкальных произведений. Был объявлен сбор экспонатов, для оформления в группе выставки «Авторская матрёшка».
Следующим этапом работы была познавательно исследовательская деятельность: Проведение непосредственной образовательной деятельности по формированию целостной картины мира «Знакомство с русской матрешкой» где дети узнали что матрешка является символом нашей страны а также символом дружбы и доброты. Ребята с большим интересом слушали рассказ матрешки о том как она появилась, просматривали видео ролики о изготовлении и раскрашивании матрешки. С любопытством рассматривали матрешек с различными узорами и искренне удивлялись когда из матрешки появлялись все новые и новые куколки.
Непосредственная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений «Матрешки в гостях у ребят» позволила на примере матрешки закрепили счет, сравнение с выделением высоты, продолжили знакомство с историей появления матрешек, детям очень понравилось выкладывать ярких, расписных куколок матрешек по количеству звуков.
Исследование матрешки позволило закрепить с детьми свойства дерева - шершавый, твёрдый, тёплый, плавает, ребята старались сами сделать выводы почему именно из дерева изготавливают матрешку.
В свободное время мы рассматривали матрешек, изготовленных мастерами. Знакомились с помощью мультимедийных презентаций с историей возникновения матрешки. Дети узнали, что русская матрешка - самая юная среди народных игрушек. Старинным куклам уже больше тысячи лет, самым древним – три тысячи. А матрешке чуть больше ста лет. Она «родилась» в конце 19 века. Все матрешки веселые, румяные, нарядные, озорные. И почти все с секретом!
Следующим этапом работы был художественно-эстетический этап работы. Непосредственная образовательная деятельность по рисованию матрешки помогла закрепить с детьми элементы простейшего узора матрешки. Упражняли в рисовании узора как всем ворсом кисти так и только ее концом, развивали чувство цвета, ритма в узоре.
В свободное время большая работа велась в продуктивной деятельности. Дети лепили, рисовали, украшали силуэты матрёшек различными способами и материалами - использовался пластилин, апликацию. Строили домик для матрёшки.
Не осталось без внимания и музыкальное развитие: детям очень близка народная музыка, ее веселые энергичные мелодии когда движения возникают сами собой, ребят просто не остановить. На протяжении всего проекта использовали народную музыку при проведении утренних гимнастик, динамических паузах, бодрящей гимнастики, разучили несколько несложных танцев, девочки с энтузиазмом наряжались в красивые сарафаны, сшитые родителями, исполняли роль матрешек пели и танцевали как настоящие артисты, мальчики тоже не остались в стороне для них были выбраны яркие народные рубахи, они не чуть не уступали девочкам – матрешкам в хороводах и плясках.
Знакомя детей с матрёшкой, так же использовала частушки, потешки, пестушки, читали стихи С. Я. Маршака, Берестова, водили хороводы. С интересом дети отгадывали загадки о матрёшках, читали стихотворения, потешки, песенки о матрешках, рассматривали альбомы, знакомились с орнаментом.
Четвертый этап игровой. В игровой деятельности так же присутствовали матрешки : были изготовлены различные атрибуты для сюжетно режиссерских игр а так же настольно-печатные, дидактические игры: «Собери матрешку», «Найди узор», «Найди такую же», «Расставь по росту».
Пальчиковые игры: «Мы матрешки» «Вот такие крошки»
Подвижные игры: «Прячем матрешку», «Веселые матрешки»
Речевые игры: «Матрешка ты где?», «Русские матрешки».
Родители так же не остались без внимания, они активно принимали участие в реализации проекта - изготовили атрибуты для игр, активно откликнулись на просьбу изготовить матрешек своими руками, благодаря им была оформлена выставка «Авторская матрешка». Дети активно рассказывали как и из чего они с родителями делали матрешек. Каждый ребенок с гордостью и любовью демонстрировал свою матрешку.
Для родителей была была разработана консультация «Как играть с мотрешкой»- многие родители поделились своим опытом, по какому принципу они руководствуются в выборе игрушек, какое участие принимают в организации игр дома. Все пришли к выводу, что русские народные игрушки не теряют актуальности и в наше время и оказывают благотворное влияние на современного ребёнка.
Заключительным этапом в нашей работе по проекту стала презентация семейных «авторских» матрёшек. Все матрешки поражали своей красотой. А так же был оформлен лепбук «Русская матрешка» который ребята с интересом изучают.
Результатом нашей с родителями совместной работы явилось то, что мы с детьми узнали, что матрешка появилась сто лет назад. Прототипом матрешки была фигурка японского старичка – Фурукуму. Формочки для матрешек вытачивались на специальных токарных станках из сухих липовых чурок. Прежде чем раскрасить матрешку, ее надо было сначала обработать шкуркой, натереть жидким клейстером. Мы узнали, что в разных местах нашей большой страны игрушки делали по-своему. Поэтому и росписи матрешек были все разные. А мы в группе нарисовали своих матрешек, создали «Авторских матрешек», разучили новые игры с матрешками. Но главное мы поняли, что русская матрешка является символом России и так нравится людям. Она несет в себе любовь и дружбу. В русской игрушке, отразились народные представления о мире, добре, красоте. Именно поэтому народная игрушка – символ России.