Стелла Ерицян
Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в старшем дошкольном возрасте
по нравственно-патриотическому воспитанию
в интеграции с опытно-экспериментальной деятельностью
«Русская изба».
Воспитатель первой
квалификационной
категории
Ерицян С. Л.
2020г.
Конспект ООД в старшем дошкольном возрасте по нравственно-патриотическому воспитанию в интеграции с опытно-экспериментальной деятельностью «Русская изба».
Публикация «Конспект ООД по нравственно-патриотическому воспитанию „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Занятие составлено для проведения в подготовительной к школе группе, длительностью 30 минут, в интеграции с опытно-экспериментальной деятельностью, по теме самообразования воспитателя.
Используемые технологии: здоровьесберегающая, игровая, позновательно-исследовательская деятельность.
Цель: формирование интереса детей дошкольного возраста к истории и быту родного народа, любви к Родине.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русскими народными пословицами, поговорками, загадками. Развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных исследований, экспериментов, наблюдений и опытов, желание делиться информацией, участвовать в совместной опытно-экспериментальной деятельности, желание познавать новое.
Развивающие: Познакомить детей с русской избой, с предметами русского быта, с лексическим значением старо – русских слов (печь, лавка, прялка, рушник, сундук, ухват, лопата). Развивать память, мышление, воображение фантазию. Побуждать детей к импровизации.
Воспитательные : воспитывать чувство патриотизма, любовь к своей Родине, уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование:
Музей «Русская изба». Видеопроектор, магнитофон, театральные костюмы (домовенок Кузя, русские народные сарафаны, кушаки, косоворотки, мольберт, картинки с изображением лаптей, печки, сундука, лавки, колодца, тарелочки с налитой разноцветной гуашью на каждого ребенка, ватные палочки, пропитанные «Ферре», клеенки на столах, влажные салфетки, крынка с молоком.
Ход занятия.
(Организационный момент)
Здравствуй, Небо! Руки поднять вверх
Здравствуй, Солнце! Руками над головой описать большой круг
Здравствуй, Земля! Плавно опустить руки на ковер
Здравствуй, планета Земля! Описать большой круг над головой
Здравствуй, наша большая семья!
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Воспитатель :
Ребята, каждый день люди при встрече, говорят друг другу, здравствуйте. Это слово от слова «здравие», «здоровье», т. е. мы желаем человеку быть здоровым, не болеть.
Это пожелание доброе или злое? (ответы детей).
Доброе, поэтому слово «здравствуйте», надо говорить ласково, приветливо, глядя в лицо тому человеку с кем здороваешься.
Ребята, слово «здравствуйте», появилось в далеком прошлом, а вы хотите посмотреть, как жили люди давным-давно, когда еще не было ваших пап, мам и даже бабушек и дедушек?
Давайте попробуем вернуться в прошлое и погрузимся в атмосферу русского быта.
(дети проходят)
Жили раньше на Руси в избах. Ребята, а вы знаете, что такое изба? (Отвечают дети, вспоминая материал предыдущих занятий.)
Раньше всё в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски и ложки, плели лапти, вязали, вышивали. Посмотрите, детки, какая красивая одежда: сарафан и косоворотка. Шили и украшали такую одежду сами хозяйки дома,не было фабрик и заводов по пошиву одежды, каждая хозяйка, хотела, чтобы одежда была у нее красивой.
Посмотрите, в горнице, так раньше называли комнату, все деревянное: стол, лавки, посуда.
(воспитатель показывает горницу)
Столы в избах были большие. Мебель была самодельная и очень простая. Лавки, где спали, сундук для вещей, скамейки для сидения за столом.
(На проекторе изображения посиделок).
Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Давайте рассмотрим ещё один из главных предметов каждой избы…что это? Печка. Обогревался дом с помощью печки. А что еще вы можете рассказать про печку? (ответы детей).
Воспитатель : Ой, слышите, кто - то за печкой стучит? Кто же это может быть?
(Ответы детей)
Через несколько секунд появляется из-за печки домовёнок Кузя.
Кузя: А-Апчхи! А-Апчхи!
Воспитатель : Кто это? (Домовенок Кузя).
Кузя: Рад вас видеть в нашем доме.
Воспитатель : Ребята, а знаете, что в народе считают, что домовой живет в каждом доме. Есть поговорка «Никакой дом не стоит без домового». Он и вправду настоящий хозяин дома, хранитель, покровитель его.
Кузя:- Все правильно, я оберегаю дом, слежу за порядком, чтобы мир был в доме, никто не ссорился, не бранился.
Воспитатель : ребята, давайте Кузе покажем, что мы много знаем о том, как жили люди раньше. Поиграем в игру, что было и что стало.
(Дети садятся, воспитатель вывешивает картинки на мольберт, с изображением перечисляемого).
Дидактическая игра «Что было и что стало». (Закрепление знаний названий старинных вещей и понимание современных аналогов).
1. Раньше носили лапти, а сейчас… (сапоги)
2. Раньше в печи готовили, а теперь (на плите)
3. Раньше на лавках спали, а сейчас… (на кровати)
4. Раньше воду из колодца носили, а теперь (льется из водопровода)
6. Раньше одежду в сундуках
Кузя: Молодцы ребята!.
Воспитатель : Кузя, а научи нас какой-нибудь старинной игре.
Кузя: С удовольствием! А игра наша называется «Игра с лентой». Становитесь в круг, а водящий будет ходить по кругу и выбирать себе пару
(Под русскую народную музыку мальчик идёт внутри круга с лентой в руке)
Дети идут хороводом и поют.
Вышел Костя погулять,
Стал подружку выбирать,
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(дети останавливаются).
Поклонись, поклонись,
Да за ленточку держись.
Мальчик кланяется выбранной девочке и говорит:
«Дарю тебе ленточку, потому что ты самая добрая» и т. д. перечисляет какая она. (В круг выходит девочка искать себе друга и дарит ему ленточку. Игра повторяется).
Воспитатель : Поиграли славно! – Вам понравилось ребята? (Да)
Кузя: Молодцы ребята, за то, что вы такие умные и веселые я покажу вам волшебство, это древний способ создания узоров на ткани и бумаге, вот тут на печи есть у меня молоко от моей Буренушки, (достает молоко в крынке, проходите за столы садитесь, и чуду дивитесь.
Воспитатель : (пока Кузя разливает молоко) Давай разомнем наши пальчики.
Посмотрите, какие здесь матрешки красивые, давайте вспомним наш стишок про матрешек.
Маню раскрываем, Зину вынимаем. Вот раскрыли Зину, вытащили Нину. А из Нины мы достали чернобровую Наталью. А внутри Наташи засиделась Даша. Дашу мы раскрыли, выпустили Лилю. Все девчонки из кармана вышли в красных сарафанах. (Дети выполняют соответствующие движения).
(На тарелочках разлита цветная гуашь, приготовлены ватные палочки с «Ферри», Кузя разливает молоко и предлагает детям нарисовать узоры, под старинную русскую песню дети рисуют узоры).
Воспитатель : Ребята, вы знаете, почему происходит это волшебство? Я вам помогу, так как молоко жирное, краска не тонет, а с помощью «Ферри» красиво растекается, давайте украсим вход в избу нашими работами, рассмотрим, какие красивые узоры получились. (Педагог с детьми рассматривают работы, дают оценку, обсуждают)
Воспитатель : Настало время прощаться, ребята. Спасибо тебе огромное, Кузя, за гостеприимство а нам пора в группу.