Ольга Тертова
Конспект занятия «Русская берёза — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Воспитание патриотизма, как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине, стремление к познанию истории русской культуры, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры через углубление знаний о березе – символе Родины.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширить представления детей об образе березы в народном творчестве, поэзии, музыке, искусстве и детском изобразительном творчестве.
Публикация «Конспект занятия „Русская берёза — символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Конспекты занятий
- Береза. Все на тему березок
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
2. Уточнить и углубить знания о традициях русского народа, обобщить знания детей о березе, как о символе России; о роли в жизни человека.
3. Учить замечать красоту родной природы и заботливое отношение к ней.
Развивающие:
1. Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.
2. Развивать кругозор, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.
3. Активизировать и расширять словарный запас.
Воспитательные:
1. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.
2. Воспитывать любовь к Родине через художественно - эстетическое восприятие, углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.
3. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности к созданию образа берёзы с помощью нетрадиционных средств изображения.
Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.
Оборудование: музыкальный центр с записями русской народной музыки, ноутбук с презентацией, макет березы, предметы из березы, черные фломастеры, заготовки картонные прямоугольной формы, зеленые нитки, магнитная доска с магнитами.
Предварительная работа: Рассматривание репродукций картины И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», И. И. Шишкин «Березовая роща», И. И. Левитан «Золотая осень», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», беседы о природе, о лесе. Разучивание стихов и русских народных песен о березе; знакомство с пословицами, поговорками, приметами; беседа о роли березы в жизни человека.
Ход проведения:
1. Вводная часть:
(Дети входят в зал, становятся полукругом возле стульчиков)
Слайд 1. Тема занятия «Русская береза – символ России».
Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Для того чтобы у нас всех было хорошее настроение – давайте улыбнёмся друг другу.
Молодцы! Сегодня, вы узнаете много интересного и познавательного.
Слайд 2. Гимн Российской Федерации.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите пожалуйста, что вы видите на экране?
( Ответы детей: Гимн Российской Федерации.)
Воспитатель: -А что такое Гимн?
Дети: это главная песня страны.
(Звучит гимн Российской Федерации.)
(Слушаем гимн стоя.)
(Дети, садятся на стулья.)
Слайд 3 Флаг Российской Федерации.
Воспитатель: - Дети, что еще вы видите на экране?
( Ответы детей: Флаг Российской Федерации.)
Воспитатель: - Ребята, мы с вами учили стихотворения о цветах нашего флага. И сейчас прочтё м стихотворение:
Ребенок: Российский флаг, он трехцветный
Белый - облако большое,
Синий - небо голубое
Красный – солнышка восход
Символ мира, чистоты
Это флаг моей мечты.
Слайд 4. Герб Российской Федерации.
Воспитатель: На Российском гербе изображен двуглавый орел в золотой короне. На красном щите – Георгий Победоносец, который поражает черного змея.
Воспитатель: - Как назовем эти предметы одним словом?
Дети: символы России.
Воспитатель: Дети, сегодня мы добавим еще один природный - символ, а какой, угадайте?
По всему свету славится,
«Русская красавица :
Белые одёжки, золото - сережки,
С расплетённою косой,
Умывается росой».
Слайд 5. Берёза.
Дети: Береза.
Воспитатель: - Правильно. У нас в России очень много берез. Любит наш народ зелёную красавицу, гордится ею. Есть русская пословица : «Где берёза вырастает, там русский человек приживается». Издавна берёза считается символом России.
Воспитатель: - Ребята, что такое Россия?
Дети: это страна, в которой мы живем, наша Родина.
Воспитатель: А что такое Родина?
Слайд 6. Малая Родина.
Дети: Родина – это место, где человек родился и живёт. Его город, село и даже дом. Поэты написали немало стихов о Родине, давайте их вспомним!
Ребенок: Мы с вами родились в России,
В стране, где жара и мороз
Где небо то хмуро, то сине,
В стране тонкоствольных берез.
Без березы не мыслю России
Так светла по-славянски она
Что быть может в столетья иные
От березы вся Русь рождена.
2. Основная часть:
(стук в дверь, внести коробку)
Воспитатель: - Кто же к нам стучится?
Слайд 7, 8. Мыло дегтярное, палочка берёзовая, чага – чай, берестяной короб с крышкой.
Воспитатель: Нам принесли посылку. Давайте посмотрим, что же нам прислали: мыло дегтярное, палочку берёзовую, чага – чай, берестяной короб с крышкой. (объясняю значение этих предметов).
Воспитатель: - Вспомните, что покрывает стволы деревьев?
Дети: Кора
Воспитатель: - Чем отличается ствол березы от других деревьев?
Дети: Ствол у березы белый.
Слайд 9. Ствол березы.
Воспитатель: - Дети, как называется кора березы?
Слайд 10. Береста.
Дети: Береста
Воспитатель: - Молодцы!
Ребенок: - Береста – это защитный слой дерева. Она отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.
Воспитатель: С давних пор бересту использовали для изготовления изделий. Из бересты изготавливали хлебницы, кружки, туесок.
Слайд 11,12. Хлебница, кружка, туесок.
Воспитатель: - Дети, скажите пожалуйста, а кто знает, что такое туесок?
Ответы детей: плетёное изделие с крышкой
Воспитатель: - Правильно. Молодцы! Туесок – это берестяной короб с крышкой, который применяется для хранения продуктов. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте березы писали.
Слайд 13 .Берестяная грамота.
Воспитатель: - Заготавливают бересту в конце мая - начале июня. В это время она легко снимается, имеет красивый золотистый оттенок. Снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая вырубка.
Воспитатель: - Ребята, а кто-нибудь знает, что за черные пятнышки на
бересте? Как они называются?
Слайд 14. Чечевички.
Дети: чечевички, через них березка дышит.
Слайд 15. Березовые почки.
Воспитатель: А еще березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек
заживляют раны.
Слайд 16. Березовый веник банный
Воспитатель: Березовыми веничками лечат хвори в бане.
Слайд 17. Гриб – чага.
Воспитатель: - Древесный гриб – чага заваривают, пьют вместо чая, он лечебный.
Слайд 18. Березовый сок.
Воспитатель: - Но особенно ценен березовый сок. Он также используется в медицине. Березовый сок собирают ранней весной, когда начинается сокодвижение. Очень любят сок березы птицы и звери, но, когда добываешь березовый сок, делаешь дырочку и он стекает в бутылочку. А потом это отверстие надо обязательно замазать, чтобы сберечь березу. Вы многое узнали о русской красавице – березе, а вот у нас березовая палочка. С ней можно поиграть.
Слайд 19. Игра «Березка какая?
Воспитатель: - Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Березка какая?»
Воспитатель: - Давайте вместе с вами придумаем слова, которыми мы можем описать это удивительное дерево. Под русскую народную музыку будем передавать палочку друг другу и, как только музыка остановится, и у кого палочка, тот называет слово. Береза какая? (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)
Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы правильно подобрали слова к нашей березе. Присаживайтесь на стульчики.
(Дети присаживаются на стулья.)
Воспитатель: Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляет русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений. И сейчас мы с вами прочтем стихотворения о березе.
Слайд 20. Картина: И. Э. Грабарь «Иней»
Ребенок: Стихотворение С. Есенина «Белая береза» :
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.
Воспитатель: - Дети, какое время года описывает поэт?
Ответы детей: Время года - зима.
Воспитатель: - Дети, картину написал Игорь Эммануилович Грабарь.
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, чем покрыты ветки березы?
( ответы детей: ветки березы покрыты инеем)
Воспитатель: - Молодцы! Как же красива береза зимой, словно хрустальная красавица из сказочной страны.
Слайд 21. Картина И. И. Шишкина «Березовая роща»
Воспитатель: - И сейчас мы с вами прочтем ещё одно стихотворение С. Есенина «С добрым утром».
Ребенок:
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
Воспитатель: - Перед вами картина Ивана Ивановича Шишкина, называется «Березовая роща». Дети, а что такое березовая роща?
Ответы детей: это участок, на котором растет много берез.
Воспитатель: - Ребята, какое время года описал поэт в стихотворении?
Ответы детей: время года лето.
Воспитатель: - Картина создает радостное настроение. Смотришь на березовую рощу в летний день, на тихие молчаливые березки и ощущаешь красоту своей Родины.
Слайд 22. Картина И. И. Левитана «Золотая осень»
Воспитатель: - Сейчас мы послушаем стихотворение поэтессы Е. Трутневой «Осень».
Ребенок: Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах.
Это платье золотое,
У березы на плечах.
Воспитатель: - А каком времени года, говорит поэтесса?
Ответы детей: осень
Воспитатель: - А сейчас рассмотрим картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Какие краски использовал художник в своей картине?
Ответы детей: желтую, оранжевую, бардовую, коричневую.
Воспитатель: - Любуясь картиной, создается радостное настроение. Как же красивы белоствольные красавицы в ярком осеннем убранстве!
Слайд 23. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Воспитатель: - Ребята предлагаю вам полюбоваться ещё одной картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Дети, какое время года изобразил художник на картине?
Ответы детей: на картине изображена весна.
Воспитатель: - По каким приметам вы догадались?
Ответы детей: появились проталины, тает снег, прилетели грачи.
Воспитатель:- Любуешься на тонкие ветки березы весной и будто слышишь звонкую капель. В разное время года мы увидели березу и в каждое она красива по-своему. Вот какое замечательное дерево! Сегодня вы многое узнали о русской красавице – березе, и теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Так или не так?»
Д/игра «Так или не так?»
Раздаю детям сигнальные карточки, если они согласны с высказыванием, поднимают зеленую карточку, если нет – красную.
Воспитатель:- У березы лекарственные почки?
дети: так.
Воспитатель: - Береза – это трава?
дети: не так
Воспитатель: - Чага – это гриб?
дети: так.
Воспитатель: - Зимой береза спит?
дети: так.
Воспитатель: - Березовый сок полезен?
дети: так.
Воспитатель: - Береза колючее дерево?
дети: не так
Береза – символ России?
дети: так.
Воспитатель: - Молодцы! Все ответили правильно.
Воспитатель: - В старину девушки и юноши водили хоровод вокруг березы. Вот и я приглашаю вас на хоровод вокруг нашей березки!
Слайд 24. Хоровод детей у березы.
Звучит музыкальная композиция «Во поле береза стояла». Дети танцуют хоровод.
Воспитатель: - Молодцы! Какой чудесный хоровод. А теперь мы с вами присядем за столы, и сделаем подружек для нашей березы.
Дети садятся за столы.
Слайд 25. Березка
Воспитатель: - Перед вами лежат заготовки, белый прямоугольник с дырочками по бокам и зеленые нитки, посмотрите внимательно на них и скажите, на что похожи, чего не хватает?
Ответы детей: похожи на березку, у которой нет веточек.
Воспитатель: - Перед тем как начать делать подружек для березы, разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.
Пальчиковая гимнастика.
(Плавные волнообразные движения ладошками).
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки
(Загибаем одноименно пальчики рук, начиная с больших)
Ветер бросил на тропинку.
(Поднимаем руки вверх, а затем плавно опускаем ладошки на стол).
Воспитатель: - А теперь возьмем зеленую ниточку и начнем протягивать ее через дырочку. Когда это сделаем, мы завяжем узелок. Так мы с вами должны сделать со всеми нитками. Когда сделаем, то нашей березке надо нарисовать чечевички черным фломастером.
Дети приступают к выполнению задания.
Звучит русская народная мелодия
Воспитатель: - Молодцы ребята, вы все справились с эти заданием. Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте выставим на доску ваши берёзы.
Дети выставляют свои работы на магнитную доску и выстраиваются полукругом у доски.
Воспитатель: - Посмотрите, какая получилась у нас берёзовая роща.
Заключительная часть:
Воспитатель: - Ребята, что у вас вызвало затруднения при выполнении работы?
Ответы детей: завязывать узелки.
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а что вам понравилось больше всего?
Ответы детей: водить хоровод, завязывать узелки, рассматривать картины, рисовать чечевички.
Воспитатель: - Вы все молодцы! У нас получилась красивая березовая роща. Я хочу, чтобы вы тоже научились любить это дерево, восхищаться им, беречь его и гордиться нашей Родиной.
Занятие наше окончено. Всем, спасибо!
Слайд 26. Спасибо за внимание!