Приложение МААМ

Конспект занятия «Русская берёза — символ России»

Ольга Тертова
Конспект занятия «Русская берёза — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Воспитание патриотизма, как интегративного качества личности, заключающего в себе любовь к Родине, стремление к познанию истории русской культуры, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры через углубление знаний о березе – символе Родины.

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить представления детей об образе березы в народном творчестве, поэзии, музыке, искусстве и детском изобразительном творчестве.

Публикация «Конспект занятия „Русская берёза — символ России“» размещена в разделах

2. Уточнить и углубить знания о традициях русского народа, обобщить знания детей о березе, как о символе России; о роли в жизни человека.

3. Учить замечать красоту родной природы и заботливое отношение к ней.

Развивающие:

1. Формировать эмоциональное восприятие образа русской березки средствами разного вида искусства.

2. Развивать кругозор, внимание, память, мелкую моторику пальцев рук.

3. Активизировать и расширять словарный запас.

Воспитательные:

1. Воспитывать у детей патриотические чувства: любовь, гордость и уважение к Родине.

2. Воспитывать любовь к Родине через художественно - эстетическое восприятие, углубить знания детей о взаимосвязи человека и природы.

3. Воспитывать интерес к изобразительной деятельности к созданию образа берёзы с помощью нетрадиционных средств изображения.

Продолжать воспитывать бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, художественно – эстетическое развитие.

Оборудование: музыкальный центр с записями русской народной музыки, ноутбук с презентацией, макет березы, предметы из березы, черные фломастеры, заготовки картонные прямоугольной формы, зеленые нитки, магнитная доска с магнитами.

Предварительная работа: Рассматривание репродукций картины И. Э. Грабарь «Февральская лазурь», И. И. Шишкин «Березовая роща», И. И. Левитан «Золотая осень», А. К. Саврасов «Грачи прилетели», беседы о природе, о лесе. Разучивание стихов и русских народных песен о березе; знакомство с пословицами, поговорками, приметами; беседа о роли березы в жизни человека.

Ход проведения:

1. Вводная часть:

(Дети входят в зал, становятся полукругом возле стульчиков)

Слайд 1. Тема занятия «Русская береза – символ России».

Воспитатель: - Здравствуйте, дети! Для того чтобы у нас всех было хорошее настроение – давайте улыбнёмся друг другу.

Молодцы! Сегодня, вы узнаете много интересного и познавательного.

Слайд 2. Гимн Российской Федерации.

Воспитатель: - Ребята, посмотрите пожалуйста, что вы видите на экране?

( Ответы детей: Гимн Российской Федерации.)

Воспитатель: -А что такое Гимн?

Дети: это главная песня страны.

(Звучит гимн Российской Федерации.)

(Слушаем гимн стоя.)

(Дети, садятся на стулья.)

Слайд 3 Флаг Российской Федерации.

Воспитатель: - Дети, что еще вы видите на экране?

( Ответы детей: Флаг Российской Федерации.)

Воспитатель: - Ребята, мы с вами учили стихотворения о цветах нашего флага. И сейчас прочтё м стихотворение:

Ребенок: Российский флаг, он трехцветный

Белый - облако большое,

Синий - небо голубое

Красный – солнышка восход

Символ мира, чистоты

Это флаг моей мечты.

Слайд 4. Герб Российской Федерации.

Воспитатель: На Российском гербе изображен двуглавый орел в золотой короне. На красном щите – Георгий Победоносец, который поражает черного змея.

Воспитатель: - Как назовем эти предметы одним словом?

Дети: символы России.

Воспитатель: Дети, сегодня мы добавим еще один природный - символ, а какой, угадайте?

По всему свету славится,

«Русская красавица :

Белые одёжки, золото - сережки,

С расплетённою косой,

Умывается росой».

Слайд 5. Берёза.

Дети: Береза.

Воспитатель: - Правильно. У нас в России очень много берез. Любит наш народ зелёную красавицу, гордится ею. Есть русская пословица : «Где берёза вырастает, там русский человек приживается». Издавна берёза считается символом России.

Воспитатель: - Ребята, что такое Россия?

Дети: это страна, в которой мы живем, наша Родина.

Воспитатель: А что такое Родина?

Слайд 6. Малая Родина.

Дети: Родина – это место, где человек родился и живёт. Его город, село и даже дом. Поэты написали немало стихов о Родине, давайте их вспомним!

Ребенок: Мы с вами родились в России,

В стране, где жара и мороз

Где небо то хмуро, то сине,

В стране тонкоствольных берез.

Без березы не мыслю России

Так светла по-славянски она

Что быть может в столетья иные

От березы вся Русь рождена.

2. Основная часть:

(стук в дверь, внести коробку)

Воспитатель: - Кто же к нам стучится?

Слайд 7, 8. Мыло дегтярное, палочка берёзовая, чага – чай, берестяной короб с крышкой.

Воспитатель: Нам принесли посылку. Давайте посмотрим, что же нам прислали: мыло дегтярное, палочку берёзовую, чага – чай, берестяной короб с крышкой. (объясняю значение этих предметов).

Воспитатель: - Вспомните, что покрывает стволы деревьев?

Дети: Кора

Воспитатель: - Чем отличается ствол березы от других деревьев?

Дети: Ствол у березы белый.

Слайд 9. Ствол березы.

Воспитатель: - Дети, как называется кора березы?

Слайд 10. Береста.

Дети: Береста

Воспитатель: - Молодцы!

Ребенок: - Береста – это защитный слой дерева. Она отражает солнечные лучи и защищает дерево от перегрева.

Воспитатель: С давних пор бересту использовали для изготовления изделий. Из бересты изготавливали хлебницы, кружки, туесок.

Слайд 11,12. Хлебница, кружка, туесок.

Воспитатель: - Дети, скажите пожалуйста, а кто знает, что такое туесок?

Ответы детей: плетёное изделие с крышкой

Воспитатель: - Правильно. Молодцы! Туесок – это берестяной короб с крышкой, который применяется для хранения продуктов. Когда люди еще не умели делать бумагу, на бересте березы писали.

Слайд 13 .Берестяная грамота.

Воспитатель: - Заготавливают бересту в конце мая - начале июня. В это время она легко снимается, имеет красивый золотистый оттенок. Снимать бересту можно только с поваленных деревьев, там, где проводится их плановая вырубка.

Воспитатель: - Ребята, а кто-нибудь знает, что за черные пятнышки на

бересте? Как они называются?

Слайд 14. Чечевички.

Дети: чечевички, через них березка дышит.

Слайд 15. Березовые почки.

Воспитатель: А еще березка – дерево лекарь. Отвары из березовых почек

заживляют раны.

Слайд 16. Березовый веник банный

Воспитатель: Березовыми веничками лечат хвори в бане.

Слайд 17. Гриб – чага.

Воспитатель: - Древесный гриб – чага заваривают, пьют вместо чая, он лечебный.

Слайд 18. Березовый сок.

Воспитатель: - Но особенно ценен березовый сок. Он также используется в медицине. Березовый сок собирают ранней весной, когда начинается сокодвижение. Очень любят сок березы птицы и звери, но, когда добываешь березовый сок, делаешь дырочку и он стекает в бутылочку. А потом это отверстие надо обязательно замазать, чтобы сберечь березу. Вы многое узнали о русской красавице – березе, а вот у нас березовая палочка. С ней можно поиграть.

Слайд 19. Игра «Березка какая?

Воспитатель: - Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Березка какая?»

Воспитатель: - Давайте вместе с вами придумаем слова, которыми мы можем описать это удивительное дерево. Под русскую народную музыку будем передавать палочку друг другу и, как только музыка остановится, и у кого палочка, тот называет слово. Береза какая? (кудрявая, белоствольная, русская, высокая, стройная, родная, красивая, грустная, плакучая, пышная, нарядная, гибкая, тонкая.)

Воспитатель: - Молодцы ребята! Вы правильно подобрали слова к нашей березе. Присаживайтесь на стульчики.

(Дети присаживаются на стулья.)

Воспитатель: Дерево является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. Россию называют краем белоствольных берез. Она вдохновляет русских поэтов и художников на создание прекрасных произведений. И сейчас мы с вами прочтем стихотворения о березе.

Слайд 20. Картина: И. Э. Грабарь «Иней»

Ребенок: Стихотворение С. Есенина «Белая береза» :

Белая береза

Под моим окном

Принакрылась снегом

Точно серебром.

Воспитатель: - Дети, какое время года описывает поэт?

Ответы детей: Время года - зима.

Воспитатель: - Дети, картину написал Игорь Эммануилович Грабарь.

Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, чем покрыты ветки березы?

( ответы детей: ветки березы покрыты инеем)

Воспитатель: - Молодцы! Как же красива береза зимой, словно хрустальная красавица из сказочной страны.

Слайд 21. Картина И. И. Шишкина «Березовая роща»

Воспитатель: - И сейчас мы с вами прочтем ещё одно стихотворение С. Есенина «С добрым утром».

Ребенок:

Улыбнулись сонные березки,

Растрепали шёлковые косы.

Шелестят зеленые сережки,

И горят серебряные росы.

Воспитатель: - Перед вами картина Ивана Ивановича Шишкина, называется «Березовая роща». Дети, а что такое березовая роща?

Ответы детей: это участок, на котором растет много берез.

Воспитатель: - Ребята, какое время года описал поэт в стихотворении?

Ответы детей: время года лето.

Воспитатель: - Картина создает радостное настроение. Смотришь на березовую рощу в летний день, на тихие молчаливые березки и ощущаешь красоту своей Родины.

Слайд 22. Картина И. И. Левитана «Золотая осень»

Воспитатель: - Сейчас мы послушаем стихотворение поэтессы Е. Трутневой «Осень».

Ребенок: Стало вдруг светлее вдвое,

Двор как в солнечных лучах.

Это платье золотое,

У березы на плечах.

Воспитатель: - А каком времени года, говорит поэтесса?

Ответы детей: осень

Воспитатель: - А сейчас рассмотрим картину Исаака Ильича Левитана «Золотая осень». Какие краски использовал художник в своей картине?

Ответы детей: желтую, оранжевую, бардовую, коричневую.

Воспитатель: - Любуясь картиной, создается радостное настроение. Как же красивы белоствольные красавицы в ярком осеннем убранстве!

Слайд 23. Картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели».

Воспитатель: - Ребята предлагаю вам полюбоваться ещё одной картиной Алексея Кондратьевича Саврасова «Грачи прилетели». Дети, какое время года изобразил художник на картине?

Ответы детей: на картине изображена весна.

Воспитатель: - По каким приметам вы догадались?

Ответы детей: появились проталины, тает снег, прилетели грачи.

Воспитатель:- Любуешься на тонкие ветки березы весной и будто слышишь звонкую капель. В разное время года мы увидели березу и в каждое она красива по-своему. Вот какое замечательное дерево! Сегодня вы многое узнали о русской красавице – березе, и теперь я вам предлагаю поиграть в игру «Так или не так?»

Д/игра «Так или не так?»

Раздаю детям сигнальные карточки, если они согласны с высказыванием, поднимают зеленую карточку, если нет – красную.

Воспитатель:- У березы лекарственные почки?

дети: так.

Воспитатель: - Береза – это трава?

дети: не так

Воспитатель: - Чага – это гриб?

дети: так.

Воспитатель: - Зимой береза спит?

дети: так.

Воспитатель: - Березовый сок полезен?

дети: так.

Воспитатель: - Береза колючее дерево?

дети: не так

Береза – символ России?

дети: так.

Воспитатель: - Молодцы! Все ответили правильно.

Воспитатель: - В старину девушки и юноши водили хоровод вокруг березы. Вот и я приглашаю вас на хоровод вокруг нашей березки!

Слайд 24. Хоровод детей у березы.

Звучит музыкальная композиция «Во поле береза стояла». Дети танцуют хоровод.

Воспитатель: - Молодцы! Какой чудесный хоровод. А теперь мы с вами присядем за столы, и сделаем подружек для нашей березы.

Дети садятся за столы.

Слайд 25. Березка

Воспитатель: - Перед вами лежат заготовки, белый прямоугольник с дырочками по бокам и зеленые нитки, посмотрите внимательно на них и скажите, на что похожи, чего не хватает?

Ответы детей: похожи на березку, у которой нет веточек.

Воспитатель: - Перед тем как начать делать подружек для березы, разомнем наши пальчики и сделаем пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

(Плавные волнообразные движения ладошками).

Ветер по лесу летал,

Ветер листики считал:

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

(Загибаем одноименно пальчики рук, начиная с больших)

Ветер бросил на тропинку.

(Поднимаем руки вверх, а затем плавно опускаем ладошки на стол).

Воспитатель: - А теперь возьмем зеленую ниточку и начнем протягивать ее через дырочку. Когда это сделаем, мы завяжем узелок. Так мы с вами должны сделать со всеми нитками. Когда сделаем, то нашей березке надо нарисовать чечевички черным фломастером.

Дети приступают к выполнению задания.

Звучит русская народная мелодия

Воспитатель: - Молодцы ребята, вы все справились с эти заданием. Воспитатель: - Ребята, а теперь давайте выставим на доску ваши берёзы.

Дети выставляют свои работы на магнитную доску и выстраиваются полукругом у доски.

Воспитатель: - Посмотрите, какая получилась у нас берёзовая роща.

Заключительная часть:

Воспитатель: - Ребята, что у вас вызвало затруднения при выполнении работы?

Ответы детей: завязывать узелки.

Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, а что вам понравилось больше всего?

Ответы детей: водить хоровод, завязывать узелки, рассматривать картины, рисовать чечевички.

Воспитатель: - Вы все молодцы! У нас получилась красивая березовая роща. Я хочу, чтобы вы тоже научились любить это дерево, восхищаться им, беречь его и гордиться нашей Родиной.

Занятие наше окончено. Всем, спасибо!

Слайд 26. Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности «Русская береза — символ Родины моей!» Цель: использование нетрадиционных техник рисования в интегрированной непосредственной образовательной деятельности. Задачи: • образовательные:.

Конспект НОД «Берёза-символ России»Конспект НОД «Берёза-символ России» Конспект НОД по познавательному развитию «Береза-символ России» Цель: формировать представление детей о русской березе, как одном из символов.

Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России»Конспект НОД по аппликации в подготовительной группе «Русская матрешка — символ России» Программные задачи: - Формировать у детей интерес к русскому прикладному искусству — деревянной игрушке, как символу России; - Развивать.

Конспект НОД по пластилинографии в средней группе «Русская берёза»Конспект НОД по пластилинографии в средней группе «Русская берёза» Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию (пластилинография) в средней группе. Тема: «Русская берёза». Воспитатель: Ребята,.

Конспект прогулки «Берёза — символ России»Конспект прогулки «Берёза — символ России» Задачи: закрепить ранее полученные знания о лиственном дереве - берёзе; способствовать развитию наблюдательности,любознательности;воспитывать.

Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России»Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Берёза — символ России» Цель: способствовать развитию детского творчества, прививать любовь к природе и своей стране. Задачи: - расширять представления детей.

Конспект занятия по обрывной аппликации «Берёзка — символ России» в младшей группеКонспект занятия по обрывной аппликации «Берёзка — символ России» в младшей группе Конспект занятия по обрывной аппликации «Береза – символ России» в младшей группе. Цель: - Воспитание чувства гордости и любви к.

Мастер-класс «Белоствольная берёза — символ Родины моей»Мастер-класс «Белоствольная берёза — символ Родины моей» Введение Первые чувства патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из опыта моей работы в этом направлении, можно дать утвердительный.

Фотоотчет о проекте «Символ России — русская берёзка»Фотоотчет о проекте «Символ России — русская берёзка» В золотом убранстве лес осенний снова, И наряд сменила милая береза, Золотом покрылись все её листочки, На макушке к небу в синеньком платочке.

Ширма «Символ России — русская береза»Ширма «Символ России — русская береза» «…вопрос о патриотическом воспитании молодежи – это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Русская берёза — символ России»
Опубликовано: 30 марта 2023 в 22:19
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Русская берёза — символ России»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Тертова (УИ 3166435) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД