Анфиса Гусева
«Россия — Родина моя. Самара — город мой любимый». Занятие в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Россия – Родина моя. Самара – город мой любимый».
Занятие в подготовительной к школе группе
Программное содержание: Итоговое занятие. Обобщить и систематизировать знания детей о нашей Родине и городе. Уточнить знания о символике России и Самары. Воспитывать уважительное отношение к символике. Формировать сознание своей причастности к судьбе Родины, уважение к истории своего Отечества. Развивать познавательный интерес и любовь к родному краю. Активизировать и обогащать словарь детей. Развивать художественно-оформительское и речевое творчество.
Публикация «„Россия — Родина моя, Самара — город мой любимый“, Занятие в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой родной город. Конспекты
- Моя Родина Россия
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Самарская область, Самара
- Темочки
Материалы к занятию :
1. Символика России и Самары.
2. Кукла Самарянка.
3. Макет крепости Самара.
4. Фотографии старой и современной Самары.
5. Образцы или фотографии продукции, выпускаемые в городе.
6. Часы времени.
7. Закладки или календарики с изображением видов города, маленькие шоколадки фабрики "Россия".
Предварительная работа:
• Знакомство детей с символикой России и Самары.
• Беседы о Самаре в прошлом и современном городе.
• Заучивание стихов о России и Самаре.
• Разучивание русских народных песен и игр.
• Изготовление макета крепости Самары.
• Рассматривание фотографий старой и современной Самары.
• Ознакомление и сбор продукции выпускаемых в городе Самаре.
• Беседа с детьми о реках, на которых стоит Самара, о Волге.
• Составление описательных рассказов о любимых уголках города.
• Чтение сказок и стихов самарских писателей.
Используемая литература:
1. Е. А. Ерохина «Государственные символы России : флаг, герб, гимн».
2. Л. В. Храмков «Край Самарский».
3. Т. Л. Шорыгина «Красивые сказки».
4. ---«Русские сказки».
5. ---«Родные сказки».
6. Б. Н. Г усев «Волжское казачье войско».
7. «С чего начинается Родина».
8. «Мой родной дом».
9. «Легенды и были Жигулей».
10. «Я живу в России».
Ход занятия:
Воспитатель встречает гостей с хлебом с солью.
-Здравствуйте, люди добрые! (с поклоном).
Дорогих гостей встречаем пышным круглым караваем.
Он на блюде расписном с белоснежным рушником!
Каравай мы вам подносим, поклоняясь, отведать просим.
В. Обращаясь к детям:
- Ребята, сегодня поговорим о России и о нашем с вами городе Самаре.
Ты моя Россия – всех теплом согреешь,
Ты моя Россия – песни петь умеешь,
Ты моя Россия – неразлучна с нами,
Ведь Россия наша – это мы с друзьями.
- Наша с вами Родина – Россия. Ребята назовите столицу нашей Родины.
Д. – Москва.
В. – У России как у любой страны есть своя символика. Сколько же символов у государства?
Д. – Три.
В. – Правильно три. Назовите их, пожалуйста.
Д. – Флаг, герб, гимн.
В. – Молодцы. Ребята, а какой флаг у нашей России?
Д. – Трё хцветный: белый, синий, красный.
В. – Ребята, попробуйте вот из этих полосок собрать флаг России.
Дети из полосок красного, синего и белого цвета собирают флаг.
В. – А, что же означают эти цвета?
Д. – (читают стихотворение В. Степанова) :
Белый цвет – берёза,
Синий – неба цвет,
Красная полоска –
Солнечный рассвет.
В. – Молодцы, ребята! А теперь вспомните, пожалуйста, что изображено на гербе нашего государства?
Д. – (читают стихотворение В. Степанова)
У России величавой,
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый,
Он России дух свободный!
В. – Мы с вами вспомнили о двух символах государства. Ребята, А о каком символе мы с вами ещё не сказали?
Д. – Гимн России.
В. – Правильно, гимн – это торжественная песня, исполняется в особо торжественных случаях, при исполнении гимна обычно все люди встают. А когда же исполняется гимн? Кто может сказать?
Д. – Гимн исполняют утром в начале дня… при награждении великих людей нашей страны… при награждении спортсменов победителей международных соревнований…
В. –Но есть ещё у нас с вами и такие символы, которые придумал сам народ. Эти символы связаны с нашей природой, с её красотой и неповторимостью. Кто может назвать их?
Дети:
• река Волга,
• дерево – берёза,
• цветок – ромашка,
• животное – бурый медведь,
• игрушка – матрёшка…
В. – Ребята, кто может вспомнить стихотворение о берёзке?
Д. – (читают стихи).
Символ России – белая берёза.
Россия – как из песни слово!
Берёзок юная листва!
Кругом поля, леса и реки…
Раздолье, русская душа.
* * *
Луга, поля привольные,
Дубравы и овражки
Берёзы белоствольные
И белые ромашки…
В. – Мы гордимся нашей великой Россией, её природой, богатыми недрами, а особенно – трудолюбивыми и талантливыми людьми.
Но у каждого из нас есть и своя – малая родина. Ребята, а как вы понимаете это?
Дети:
• Это место где мы живём…
• Наш город Самара…
В. – Правильно, молодцы, ребята. Малая родина у каждого своя!
Ребё нок читает стихотворение:
Малая родина.
Малая родина –
Уголок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели.
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая малая
Родина моя.
В. – Наша малая родина – это наш город Самара. А за, что любите вы наш город, ребята?
Дети:
• В нём красивые парки
• В нашем городе много зелёных скверов
• В нём много цветов и деревьев (зелени).
• Наш город стоит на берегу самой большой реки Волги.
В. – ребята послушайте песню, которую написал Олег Митяев «Волга».
(звучит фрагмент песни).
В. – Ребята, а как мы жители Самары называемся, кто знает.
Дети:
• Самаряне
• Самарчане.
В. – Правильно, умницы. И вот сегодня к нам с вами пришла необычная гостья ( читается фрагмент стихотворения: А. Анайкин, «Самарянка») :
Нет женщин прекрасней, нет женщин милей,
Чем в сердце России, вблизи Жигулей.
Где город Самара в изгибе реки,
Живут самарянки – красивы, гибки.
Вот она наша гостья – Самарянка.
Посмотрите-ка, что принесла нам Самарянка? (достаются герб и флаг Самары). – Что это?
Дети:
• Это флаг Самары, потому что у него цвета расположены по-другому и в середине герб нашего города.
• Это герб Самары, на нём изображён белый козёл, а над гербом корона.
Молодцы! Ребята Самарянка принесла нам волшебные часы – вот они. И сейчас мы с помощью них перенесёмся в прошлое и вспомним, как возник наш город. И так я перевожу часы назад. А на сколько лет я должна перевести часы?
Д. – 420 лет, это время рождения нашего города.
В. – Правильно, ребята нашему городу в этом году исполняется 420 лет. А вот посмотрите, что это за крепость стоит в устье двух рек?
Д. – Крепость Самара.
В. – Да, ребята, наш город был построен как крепость. В 1586 году князь-воевода Григорий Засекин на берегах рек Волги и Самарки основал крепость Самару. А кто же были первыми жителями крепости?
Д. – Казаки.
В. – А для чего же была нужна крепость Самара?
Д. – Чтобы оборонять рубежи России от набегов чужестранцев, врагов, чтобы следить и помогать торговым кораблям, проплывающим по Волге.
В. – Ребята посмотрите на нашу крепость. Расскажите, какая она была?
Дети:
• Крепость была деревянная
• все постройки тоже были из дерева
• она была огорожена высоким забором, по углам стояли сторожевые башни
• в центре была башня с колоколом, чтобы оповещать всех о приближении врага
• (описание крепости детьми…
В. – Теперь ребята, настало время перевести часы немного вперёд (переводит, вот так. Посмотрите, где же теперь мы с вами оказались?. Вот они улицы старого города. Расскажите о них.
Д. – (по фотографиям рассказывают о старой Самаре)
• …Дома были в основном деревянные, каменные были только у богатых
• Одежда богатых: у женщин длинные платья, у мужчин длинные пиджаки на головах шляпы. У бедных женщин сарафаны, у мужчин рубахи, на ногах лапти и сапоги.
• Первый транспорт – конки – вагоны, которые тянули за собой по рельсам лошади.
• Улицы были вымощены камнями…
В. – Да ребята с помощью фотографий старой Самары, мы с вами увидели, каким наш город был много лет назад.
И снова настало время перевести наши часы вперёд (переводятся часы на деление, звучит музыка военных лет).
В. – Ребята, а где же мы с вами оказались, в какой город попали теперь?
Дети:
• В Куйбышев.
• В город во время Великой Отечественной войны.
В. – Молодцы, правильно, не всегда наш город назывался Самара, не задолго до начала В. О. В. Наш город переименовали в Куйбышев. А в честь кого был назван наш город.
Д. – В честь Валериана Владимировича Куйбышева – революционера.
В. – А какой вклад внесли жители города для победы над врагом?
• Много жителей города ушли на фронт и там воевали.
• В нашем городе делали военные самолёты.
• снаряды, патроны, гранаты.
• Шили одежды для защитников Родины.
В. – Когда чудовищной войны
Над нами разразились беды,
Огромной кузницей страны
Гремел и ночи ты и дни –
Ковал оружие Победы.
Ты слал на битву сыновей,
От сердца с кровью отрывая.
Твой вклад для Родины своей
Венчает Слава боевая.
Да, ребята очень много сделали куйбышевцы для победы над фашизмом.
А мы с вами продолжаем наше путешествие, ещё раз переводим стрелки на наших волшебных часах вперёд.
Ой, ребята, мы оказались с вами в современной Самаре. Ну-ка вспомните, что выпускают в нашем городе сейчас? А этот сундучок вам поможет, он подскажет, правильно вы назвали продукцию или нет. Ответы детей:
• Макароны «Верола»,
• молочная продукция «Самаролакто»,
• мороженное «Сам-По»,
• шоколадная продукция фабрики «Россия»,
• гражданские самолёты,
• ракеты завода «Прогресс»,
• порошки фабрики «Весна»,
• посуда «Самаропласт»…
В. – Молодцы, ребята действительно много продукции выпускают заводы и фабрики нашего города :
В громкой славе не нуждается,
У других её не занимать.
Мастерами Самара славится,
Что великим мастерам подстать.
В. – Посмотрите вот она наша с вами красавица Самара.
Дети:
• Люблю я Самару родную,
Мой город красивый, большой,
А также природу люблю я:
Самара – мой край дорогой.
• Это счастье родиться в краю,
Где ромашки в полях растут.
Где над Волгой, великой рекой,
Возвышается город родной.
В. – А теперь, ребята, мы послушаем гимн нашего города.
(фонограмма песни «Самара, Самара, Самара…», дети подпевают).
В. – Ребята, скажем Самарянке спасибо, за наше путешествие.
В. – Посмотрите, какие подарки приготовила для вас Самарянка (дарятся подарки).