Татьяна Савченко
Роль экологической тропы в развитии детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ детский сад № 1 с. Заветное
«Роль экологической тропы в развитии детей дошкольного возраста»
Выполнила: старший воспитатель
Савченко Т. Ю.
Публикация «Роль экологической тропы в развитии детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Экологическое воспитание необходимо для гармоничного развития детей дошкольного возраста. Одним из важнейших условий формирования экологических представлений — это непосредственное наблюдение за объектами и явлениями в живой природе. Название - «экологическая тропа» можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа учит нас».
Экологическая тропа, созданная на территории детского сада, выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Совместная работа детей, родителей и педагогов на экологической тропе, оказывают особое эмоциональное воздействие на дошкольников, и помогают по-новому посмотреть на окружающий мир.
Главная задача тропы – пробудить у ребенка любовь к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, беречь и любить природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.
Особенность процесса экологического воспитания на тропах природы состоит в том, что он строится на основе непринужденного усвоения информации, ценностных ориентации и идеалов, норм поведения в природном окружении. Достигается это путем органического сочетания отдыха и познания во время движения по маршруту тропы.
Последовательность действий по созданию тропы может быть следующей:
- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;
- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов;
-для повышения интереса детей к занятиям на тропе педагог совместно с ними выбирает «хозяина (или хозяйку) тропинки» — сказочного героя (Мудрую сову, Боровичка, Лесовика и т. п.). Этот персонаж помогает проводить занятия на тропинке, его можно изобразить на всех табличках, в частности, на начальной точке (где он «встречает» ребят) и на последней (где он «прощается» с ними). Периодически этот персонаж «оживает», посылает детям письма-задания, участвует в театрализованных праздниках;
- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме;
- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек;
- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.
При организации работы на экологической тропе можно использовать различные методы и формы:
1. Беседы с включением игровых ситуаций.
2. Наблюдения за объектами живой и неживой природы с последующими зарисовками и составлениями схем.
3. Трудовая деятельность.
4. Исследовательская деятельность.
5. Экологические праздники, развлечения, викторины.
6. Дидактические и подвижные игры.
7. Детская проектная деятельность.
Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе.
Объекты тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.
Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников. Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. Путешествуя от одного объекта к другому, дети выполняют задания педагога.
Наша экологическая тропинка состоит из :
1 ОБЪЕКТ «Начало маршрута. У Мудрой совы»
Здесь расположена схема тропы. На этой точке дети знакомятся с объектами тропы. Также ребята знакомятся с хозяйкой тропы – Мудрой совой. К Мудрой сове дети могут обратиться за советом, получить новые знания, ответы на затруднительные вопросы, все, что касается природы. За оказанную помощь, удачно выполненные задания сказочный персонаж периодически оставляет на тропе сюрпризы – сладости или поощрительные призы.
2 ОБЪЕКТ «Пасека». Расширяет знания и представления детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях пчёл, их пользе в жизни человека, познакомить с правилами безопасного поведения при общении с пчёлами, со свойством мёда, расширить представление о пользе, способах его добычи.
3 ОБЪЕКТ «Зеленая аптека» знакомит с разнообразием лекарственных растений, их биологическими особенностями (лечебные свойства).
4 ОБЪЕКТ «Тропа здоровья». Приобщает детей к здоровому образу жизни; повышение сопротивляемости инфекционным заболеваниям; улучшение эмоционально-психического состояния детей; профилактика плоскостопия; улучшение координации движения; улучшение функций сердечно - сосудистой и дыхательной систем.
5 ОБЪЕКТ «Птичья столовая». Познакомит детей с разновидностью птиц, научить отличать зимующих и перелетных птиц их значение в природе, воспитывать трудолюбие, доброе отношение к птицам
6 ОБЪЕКТ «Берёза-краса». Создает условие для наблюдения за березой; формирует чувство бережного отношения к природе.
7 ОБЪЕКТ «Метеостанция». Площадка для организации, наблюдений и изучения явлений природы (осадки, направление ветра). При пользовании простыми приборами, помогающими определять погоду, развивает наблюдательность, умение делать выводы, обобщения, – все это для общего развития ребенка.
8 ОБЪЕКТ «Водоем». Даёт познания о жителях и растениях водоема, наблюдение за ними. Привлекает детей к посильному труду у водоема (уборка мусора, частичная замена воды).
9 ОБЪЕКТ «Деревенский дворик». Для знакомства детей с домашней птицей и домашними животными, их особенностями внешнего облика, поведением, их способы передвижения, повадки, что и как они едят, какую пользу приносят человеку, представление о содержании и кормлении домашних животных, понимать, что жизнь этих животных тесно связана с человеком.
10 ОБЪЕКТ «Туя» создает условие для наблюдения за туей; формировать чувство бережного отношения к природе.
11 ОБЪЕКТ «Альпинарий» формирует представление об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы).
12 ОБЪЕКТ «Розарий». Знакомит детей с садовыми цветами - розами, упражняет называть части растений: корень, ствол, цветок, листья, шипы, дети получают первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
13 ОБЪЕКТ «Цветник» уточняет представление детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста; - даёт представление о сезонных работах в цветнике; учит понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия; - воспитывает желание работать в цветнике, создавать красоту; -развивает навык опытно-экспериментальной деятельности.
14 ОБЪЕКТ «Грибная поляна» развивает и закрепляет представление детей о грибах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
15 ОБЪЕКТ «Домик Муравьишки» формирует представление детей о муравьях, об особенностях их внешнего вида, значение в жизни села.
16 ОБЪЕКТ «Кустарник Смородины» обобщать представление детей о ягодных культурах, об их значимости для здоровья человека; закрепить название кустарника, его строение, внешние признаки; учить детей различать куст по внешним признакам.
17 ОБЪЕКТ «Сиреневый палисадник» Создание данного объекта экологической тропы на территории МБДОУ носит эстетическую и познавательную направленность.
Оснащенная таким образом эколого-развивающая среда позволяет работать с целым коллективом детей, подгруппой или индивидуально. Она служит не только объектом и средством деятельности ребенка, но и предоставляет возможности для формирования познавательных интересов, социально-нравственных и эстетических чувств воспитанников.