Лидия Игнатенко
Роль воспитателя на музыкальном занятии в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Музыкальные занятия и роль воспитателя.
Музыкальное занятие – это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.
На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей (умственное, эстетическое, физическое)
Публикация «Роль воспитателя на музыкальном занятии в детском саду» размещена в разделах
Умственное: Дети получают знания о различных сторонах и явлениях окружающей действительности, т. е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный опыт.
Нравственное – волевое: Воспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах, воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремлённо заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.
Физическое: В танцах, играх формируются определённые двигательные навыки, развивающие определённые группы мышц.
Эстетическое: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно её чувствовать, познают прекрасное.
Певческие навыки: Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций.
Виды музыкальной деятельности :
1. Слушание - основной вид музыкальной деятельности. Эта деятельность, будучи самостоятельной, в то же время обязательной составной частью любой формы музицирования, любого вида музыкальной деятельности.
Для эстетического развития дошкольников используется в основном два вида музыки : вокальная, инструментальная. Для раннего и младшего возраста доступнее вокальная форма звучания. Более старшие дети слушают инструментальную музыку («Клоуны», «Лошадка»).
Необходимо не только научить ребёнка слушать музыку, но и эмоционально отзываться о ней (характер, дать некоторые названия (танец, марш, колыбельная, познакомить со средствами выразительности (темп, динамика, регистр) и именами композиторов. Слушая неоднократно произведение, дети постепенно запоминают его, у них развивается вкус и определённое отношение к тому или иному произведению, проявляются любимые произведения.
2. Пение и песенное творчество – один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Хоровое пение объединяет детей, создаёт условия для эмоционального общения. На первом этапе детям доступно только подпевание и воспроизведение звукоподражаний (кошка мяукает, собачка лает, птичка поёт).
3. Музыкально – ритмические движения - включают танцы, танцевальное творчество, музыкальные игры, хороводы, упражнения. Дети учатся двигаться в соответствии с характером музыки, со средствами музыкальной выразительности. Развивают чувство ритма, развивают художественно – творческие способности. На первоначальном этапе при разучивании плясок, движений необходим показ воспитателя. В дальнейшем даются только словесные указания по ходу исполнения, исправляются ошибки. Дети учатся передавать различные образы (птички летают, лошадки скачут, зайчики прыгают). Воспитатель словесно помогает точно передать сходство с персонажами. В старших группах добиваемся от детей осознанного отношения к своей роли и качественного исполнения в выполнении движений. Следовательно, развивается творческая активность детей путём целенаправленного обучения, расширения музыкального опыта, активизации чувств, воображения, мышления. К несложным творческим заданиям относится инсценирование песен.
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах :
Знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах. В этом виде деятельности развиваются сенсорные музыкальные способности, чувство ритма, музыкальный слух, музыкальное мышление. Игра в оркестре способствует развитию внимания, инициативности, умение различать звучание инструментов.
Музыкальное занятие состоит из нескольких разделов:
1. Вводная часть: движения в различных построениях (колонны, шеренги, звенья, пары, по кругу, ходьба, бег, танцевальные шаги (поскок, прямой, боковой галоп, дробный, хороводный шаг и пр.)
Движения под музыку создают бодрое, весёлое настроение, способствуют улучшению осанки, координации рук и ног.
2. Слушание музыки
3. Пение и песенное творчество.
4. Обучение игре на детских музыкальных инструментах : знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий на различных инструментах.
5. Танец.
6. Игра.
Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.
Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального руководителя и воспитателя не всегда приводит к желаемым результатам. Если всё музыкальное воспитание сводится только к проведению музыкальных занятий, а воспитатель считает себя свободным от музыкального развития детей, то в таком случае музыкальное воспитание не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит в быт ребёнка. Воспитатель недооценивает значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.
Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, так как он может донести до детей особенности музыкальных произведений.
Недопонимание воспитательных задач музыки воспитателем может свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение» необходим показ движений воспитателем.
Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не снижает активности воспитателя.
Часто воспитатели на музыкальном занятии допускают следующие ошибки:
1. Воспитатель сидит с безучастным видом.
2. Воспитатель перебивает исполнение.
3. Дают словесные указания наравне с музыкальным руководителем (хотя двух центров внимания не может быть).
4. Нарушает ход занятия (выходит из зала)
Активность воспитателя зависит от трёх факторов
1. От возраста детей: чем меньше дети, тем больше воспитатель поёт, пляшет,
Слушает с детьми.
2. От раздела музыкального воспитания : самая большая активность
проявляется в процессе разучивания движений, несколько меньше в пении,
самая низкая – при слушании.
3. От программного материала: в зависимости новый или старый материал.
Воспитатель обязан присутствовать на каждом музыкальном занятии и активно участвовать в процессе обучения детей.
1. Поёт вместе с детьми (не заглушая детского пения). При пении воспитатель садится на стул перед детьми, чтобы показывать при необходимости, движения, высоту звуков, прохлопывать ритм и пр.
2. При обучении детей музыкально – ритмическим движениям (особенно в младших группах) – участвует во всех видах движений, активизируя тем самым малышей. В старших группах – по мере необходимости (показывая то или иное движение, напоминая построении или давая отдельные указания в пляске, игре).
3. Направляет самостоятельную музыкальную деятельность, включая музыку в игры, прогулки, трудовой процесс, используя выученный с музыкальным руководителем материал.
4. Воспитатель должен уметь играть на всех инструментах, которые используются детьми на музыкальных занятиях, чтобы уметь правильно показать детям способы звукоизвлечения на каждом инструменте.
5. Повторяет с детьми слова песен, причём не заучивает, как стихи, а поёт с детьми.
6. В свободной деятельности закрепляет материал, полученный на занятии.
7. Воспитатель приносит с собой тетрадь и ручку, чтобы записывать слова песен, игр, движения танцев, рекомендации и т д.