янжима намсараева
Роль речи в умственном развитии ребёнка. Единство сенсорного и лингвистического воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Автор :
Намсараева Янжима Цыренжаповна,
воспитатель
Муниципального автономного
дошкольного
образовательного учреждения
«Дульдургинский детский сад «Ромашка»
Роль речи в умственном развитии ребёнка.
Единство сенсорного и лингвистического воспитания.
Публикация «Роль речи в умственном развитии ребёнка, Единство сенсорного и лингвистического воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Лингвистическое воспитание ребёнка должно начинаться рано и в первые годы жизни совершаться исключительно на родном языке. Язык есть удивительнейшее и совершеннейшее творение народной культуры.
Детские воспитательные учреждения должны жить духом своего народа. Родной язык, его беспрепятственное и всестороннее развитие должны быть заложены в основу воспитания.
Способность членораздельной речи является одним из наиболее значительных и характерных проявлений развития человеческой личности. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. Прежде всего речи следует учить путём примера. Ребёнок слышит правильную, отчётливо ясную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Если же ухо ребёнка воспримет какой-нибудь диалект, местное наречие, то незаметно недостатки речи становятся его второй натурой. С этим ему трудно будет бороться как самому, так и впоследствии учителям. Потому очень важно, что и в каком виде воспринимает слух ребёнка в первые годы жизни. Именно в это время закладывается фундамент речи, поэтому все старания родителей, воспитателей должны быть направлены, чтобы дети слышали правильную, ясную и логически последовательную речь.
Язык развивается наглядным, действенным путём. Чтобы дать названия, должны быть налицо все предметы, с которыми эти названия должны связаны. Слово и вещь должны предлагаться человеческому уму одновременно, однако на первом месте должна быть вещь как предмет познания и речи.
Для развития языка ребёнка необходимы вещи, которые они могут рассматривать, сравнивать, изучать в играх и труде. Результаты наблюдений ребёнок отражает в слове.
Расширение круга представлений детей неразрывно связано с организацией окружающей их обстановки. Педагог дошкольного образовательного учреждения так организовывает окружающую ребёнка обстановку, чтобы дети могли свободно и непринуждённо черпать представления, понятия, образы. Создание условий побуждает желание и потребность в говорении. Ребёнок воспринимаемые, наблюдаемые явления превращает в речь.
Организованная обстановка – тот фундамент, на котором строится всё дело воспитания и который обусловливает развитие языка.
Расширять круг представлений детей и запас их речевых форм можно за счёт изменения, обновления уже существующей, готовой обстановки. Оказывать ребёнку помощь в овладении пространством, в накоплении конкретных представлений, понятий, руководить при поддержке слова процессом его ориентировки в окружающей обстановке, обучать его наблюдению и языку в неразрывном единении – таковы требования, которые должны быть представлены к воспитателю.
Ощущения и восприятия – первая ступень в познании мира, развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств – орудие познания, и в развитии речи ребёнка они играют главнейшую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребёнка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий. При поддержке слова в сознании детей формируется прочное внутреннее содержание предметов, явлений, развивается точное мышление, возникают и прочно закрепляются ценностные мысли, представления и творческие способности.
Сущность слова слагается из его содержания и формы. Гармоническое единение того и другого обусловливает ценность слова. От пустых слов мы должны оберегать детей всеми мерами.
Слово, связанное с наглядным представлением, должно быть воспринято слухом, произнесено и сохранено в памяти. Для сохранения в памяти новых слов ребёнок должен многократно правильно произносить, повторять.