Тансылу Шаехмурзина
Роль распевок в развитии правильного звукопроизношения
«Роль распевок в развитии правильного звукопроизношения».
Речь – основное средство общения, основа мышления. Развитие речи – сложный и многообразный процесс, для правильного осуществления которого необходима нормальная функция головного мозга, нервных проводящих путей и нормальное развитие органов речивой системы. В процессе формирования речи различают доречевой и речевой периоды.
Публикация «Роль распевок в развитии правильного звукопроизношения» размещена в разделах
Речевые недостатки сказываются на психофизическом развитии ребенка, затрудняют обучение детей в школе. Недоразвитие речи – это аномалия, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы: произношения, словарного запаса, грамматического строя, понимания. Проявляется такое нарушение многообразно, так как зависит от локализации и тяжести очага поражения, возраста и состояния ребенка.
Борьба с дефектами речи у детей – актуальная проблема. Распознавание речевых нарушений не представляет особых трудностей. Родители чаще обращают внимание на чистоту звукопроизношения у детей, а нарушения словаря и грамматического строя остаются не всегда замеченными. Считают, что недоразвитие речи может исчезнуть с возрастом, самопроизвольно. Однако такое ожидание не всегда оправдывается. Речевые дефекты нередко с возрастом лишь закрепляются.
Нарушения звукопроизношения занимают особое место среди расстройств речи. Развитие звуковой стороны речи в онтогенезе проходит определенный закономерный путь. Различного рода задержки развития, педагогическая запущенность, эмоциональная и речевая депривация, недоразвитие фонематического слуха часто приводят к нарушениям звукопроизношения различным по механизму. Выделяют несколько уровней нарушения произношения: полное неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в простых словах; смешение близких по
звучанию или артикуляции звуков при умении правильно произносить их
изолированно.
Работа над звукопроизношением требует системного подхода, согласно
которому необходимо развивать не только отдельные части речевого
аппарата, но и добиваться совокупных координированных действий
дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов.
Процесс преодоления речевых нарушений трудный и продолжительный.
Существенную помощь логопеду в решении этой сложной задачи
могут оказать музыкальные занятия с использованием специально
подобранных упражнений, распевок которые позволяют эффективно
добиться автоматизации звуков и координации различных отделов системы
речеобразования, а также развития речи в целом.
Большое внимание уделяем распеванию, т. е. разучиванию упражнений, способствующих развитию звуковысотного слуха, формированию чистоты интонации и расширению диапазона голоса. Ведь тембр голоса у детей очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие – зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование маленьких песенок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения. Очень важно, чтобы каждое упражнение имело интересное содержание или игровой момент.
В работе используются знакомые упражнения и незнакомые, в зависимости от задачи, поставленной перед разучиванием песни. Распевки на гласные – атака на гласные. Распевки на слоги : гласных с согласными.
а) ма-ме-ми-мо-му – мягкая атака
б) да-де-ди-до-ду твердая атака
Дети не меняют певческую позицию, положение рта. Например, в работе над дыханием, напевностью, протяжностью звука помогут русские народные песни «У кота ворота», «Вальс» Тиличеевой, русская народная песня «Поет, поет соловушка». Перед разучиванием песен в быстром темпе хорошо использовать песенки «Лошадки» Ф. Лищинской, «Ехали» Филиппенко и др., где требуется отчетливое произношение слов при легком подвижном звучании.
В работе по пению с детьми следует учитывать не только психические, но и физические особенности развития ребенка. Голосовые мышцы в раннем возрасте еще не совсем сформированы и певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, именно поэтому большое внимание необходимо уделять распеванию. В детском возрасте тембр голоса очень неровен, особенно это проявляется в пении различных гласных: одни поют крикливо, открытым звуком, другие, наоборот, зажимают челюсть, что мешает пению. Систематическое использование распевок помогает выровнять звучание голоса, добиться естественного легкого пения.
Огромную роль в звукообразовании играет правильное певческое дыхание. С целью закрепления правильного дыхания с детьми проводятся упражнения по дифференциации ротового и носового вдоха и выдоха. Данные упражнения способствуют также тренировке ритма речевого дыхания с обязательной паузой после вдоха:
Вдох и выдох через нос;
Вдох через нос, выдох через рот;
Вдох через рот, выдох через нос;
Вдох и выдох через рот.
Упражнение «Поем песенку»
Вдохнуть воздух через рот, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.)
Упражнение «Немое кино»
Педагог показывает беззвучную артикуляцию гласного звука (сочетаний двух-трех гласных звуков). Ребенку предлагается озвучить немую артикуляцию, произнести звук на длительном выдохе.
Упражнение «Толстяк» (картинка-образ – мальчик с надутыми щеками)
Надуть щеки и удержать воздух в течение 15 секунд.
А также, важным для речевого развития младших дошкольников являются дидактические игры.
«Угадай, кто поет и назови песню», «На чем играют?» и т. д. Уже в
младшей группе педагог привлекает внимание ребенка к точному
воспроизведению мелодии. Ребенок поет распевки, короткие песни и при
этом постоянно слышит чистое пение педагога. Детям часто предлагают
сначала прослушать мелодию, а потом спеть самим. У ребенка постепенно
воспитывается устойчивость слухового внимания, привычка
«подравниваться» под звуки мелодии, спетой педагогом.
Детям младшего возраста рассказывают, что есть высокие и низкие звуки.
Например, мама-птица поет низко (чик-чирик - звук до 1-й октавы, а
птенчики - высоко (чик-чирик звук до 2-й октавы). Понятие о длительности
звуков дается в самой простой форме — одни звуки бывают короткие,
другие долгие. Это дети улавливают по аналогии с различными явлениями,
взятыми из жизни (гудок паровоза бывает долгий и короткий). В процессе
музыкально-слухового восприятия детей зрительная наглядность играет
важную роль. Для этой цели в младшей группе на занятии проводится
музыкально-дидактическая игра «Где мои детки?». Педагог располагает
на фланелеграфе фигурки большой и маленькой птиц и рассказывает:
«В одном дворе жили курица с цыпленком, гусь с гусенком и большая
птица с маленьким птенчиком. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все
мамы растеряли своих птенчиков. Первой стала звать своего малыша
мама-курица». Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, дети повторяют. Затем
педагог продолжает: «Услышал свою маму маленький цыпленок и
запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Поет на ноте до2, дети повторяют.
Таким же образом находят мамы-птицы и остальных малышей.
Посредством пения упражняется и совершенствуется детское
дыхание, иными словами, дети занимаются дыхательной гимнастикой.
При пении упражняется и артикуляционный аппарат, что способствует
ясному произношению. Движения артикуляционного аппарата видны, в
отличие от скрытой от глаз работы мышц глотки и гортани. Дети охотно и
легко копируют движения нижней челюсти, губ, щек и языка педагога,
которые при пении максимально активны.
В работе с упражнениями большое значение имеет повторение материала. Это способствует выработке навыков чистого произношения, развивает музыкальную память. Повтор имеет большое значение не только для прочного удержания в памяти слуховых и мышечных ощущений, но и для упражнения соответствующих мышц. Продуманная, систематическая, последовательная работа по обучению детей пению способствует развитию музыкальных способностей, устранению речевых недостатков, положительно влияет на общее развитие ребенка.