Селиверстова Татьяна
«Роль педагога ДОУ в личности ребенка». Консультация для педагогов
▼ Скачать
«Роль педагога ДОУ в личности ребенка» (консультация для педагогов)
Сегодня в центре нашего внимания – проблема нравственного воспитания личности.
В самом начале нам следует определить что такое «духовность», «нравственность» и в чем заключается «духовно-нравственное воспитание».
Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и
Публикация «„Роль педагога ДОУ в личности ребенка“, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Воспитывать духовно-нравственную личность – наша задача. Эта задача обозначена в документе, регламентирующем деятельность современного педагога : федеральном государственном образовательном стандарте.
Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединения обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитием их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…»
Ценностный и социокультурный аспекты выделены в характеристике всех пяти образовательных областей дошкольного образования
В качестве основы социально-коммуникативного развития обозначено «усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности».
В перечень первичных представлений, формирующихся у дошкольников в ходе познавательного и речевого развития, включен ряд социокультурных категорий: представления «о малой родине и Отечестве», «о социокультурных ценностях нашего народа», «об отечественных традициях и праздниках».
Художественно-эстетическое развитие в контексте ФГОС дошкольного образования «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы» как основы развития нравственной способности различения доброго и злого и эстетической способности различения прекрасного и нелепого, а также содействия формированию соответствующего отношения к явлениям окружающего мира.
Физическое развитие также предполагает содействие становлению ценностно-смысловой сферы личности ребенка («ценности здорового образа жизни»)
ФГОС ДО ориентирован на становление социальных и психологических характеристик личности ребенка-дошкольника :
Опишите, каким вам хотелось бы видеть свое будущее в нашей стране через 20 лет.
Как высчитаете, от кого будет зависеть благополучие наше через 20 лет?
Оно будет зависеть от сегодняшних воспитанников. От тех, кого мы воспитываем сегодня.
Большую часть времени многие дошкольники проводят в ДОУ. Бывает что с педагогами ребенок общается больше по времени, чем с семьей.
Педагог – ключевая фигура в образовании. Он не только передает обучающимся знания в предметной области, но главное – формирует ценностную сферу ребенка.
Чтобы воспитать нравственную личность нужно самому быть личностью. Нельзя научить детей тому, что сам не выполняешь. Поэтому современный педагог должен быть не только высокообразованным специалистом, постоянно повышающим свою квалификацию, но и прежде всего, работать над собой в деле духовно-нравственного становления собственной личности.
Проблему разработки нравственных ориентиров невозможно представить без осознанного отношения педагога к своей жизни и профессии: «Кто я? В каком мире я живу? Что я могу изменить в себе и в других людях? Что я могу передать ценного детям?»
В одной из работ Платона сказано: «Если башмачник будет плохим мастером, то государство от этого не очень пострадает, граждане будут только несколько хуже обуты, но если воспитатель детей будет плохо выполнять свои обязанности, в стране появятся целые поколения невежественных и дурных людей». Каким быть нашему обществу зависит от многих факторов, но и роль современного педагога в образовании и воспитании человека, несомненно, огромна.
В духовно-нравственном воспитании педагог вооружает детей не только знаниями; он воздействует на них своим поведением, всем своим обликом.
Давайте вместе перечислим обязательные профессиональные качества педагога.
(Сердечность, чуткость, отзывчивость, доброта, вежливость, честность, справедливость)
Большую роль на мой взгляд в духовно-нравственном развитии и воспитании дошкольников играет стиль общения педагога с детьми.
Известный немецкий психолог К. Левин предложил следующую классификацию стилей общения: авторитарный, либеральный, демократический.
Педагог постоянно проявляет свое превосходство, у него отсутствует сопереживание, сочувствие. Преобладает официальный, приказной, начальственный тон обращения. Форма обращения — указание, поучение, приказ, инструкция, окрик. Общение строится на дисциплинарных воздействиях и подчинении.
«Педагогическую любовь» можно рассматривать как отношения педагога к жизни, к миру, к людям, к самому себе. Профессор Московского педагогического университета, к. п. н. Л. И. Маленкова предложила своеобразную «технологию» для развития и поддержания этого чувства:
Современные дети плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания. На этих детей не действуют даже телесные наказания.
На что они откликаются, так это на уважение – уважение к ним как к разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем наши взрослые трудности для нас. Честность, доверие. откровенность и искренность воспитываются простыми шагами по изменению поведения – но только если мы хотим начать с себя. И это главное!