Ирина Ульянова
Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль пальчиковых игр в познавательном развитии детей с ОВЗ (ЗПР)»
В последнее время значительно увеличилось количество детей с задержкой психического развития (ЗПР). Данные свидетельствуют, что одной из наиболее распространенных форм аномалий психики в раннем онтогенезе в настоящее время является именно задержка психического развития.
Темочки:
- ЗПР. Задержка психического развития
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Задержка психического развития (ЗПР) - темповое отставание развития психических процессов и незрелость эмоционально – волевой сферы у детей, которые потенциально могут быть преодолены с помощью специально организованного обучения и воспитания.
Задержка психического развития характеризуется недостаточным уровнем развития моторики, речи, внимания, памяти, мышления, регуляции и саморегуляции поведения, примитивностью и неустойчивостью эмоций. Дети с задержкой психического развития нуждаются в специально организованном коррекционно – развивающем обучении и медицинском сопровождении.
Так же у детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координация и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук.
Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, по мнению М. М. Кольцовой являются «мощным средством» повышения работоспособности головного мозга.
Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Действительно, рука имеет большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому пальчиковая гимнастика оказывает большое влияние на развитие ребенка. Понимание педагогами и родителями значимости и сущности мелкой моторики рук помогут развить речь ребенка, оградят его от дополнительных трудностей обучения.
Одним из самых распространенных видов пальчиковой гимнастики являются пальчиковые игры.
Игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка.
Учеными доказана неоспоримая связь мелкой моторики и интеллекта ребенка, подчеркивают, что именно рука развивает мозг ребенка, на основании этого можно судить о развитии мыслительных процессов, и наоборот с помощью развития моторики рук возможно стимулировать развитие мозга.
Мелкая пальцевая моторика - это двигательная деятельность, которая обуславливается скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, зрительная и двигательная память, речь, наблюдательность.
Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых - это пальчиковые игры.
Пальчиковые игры - это особый вид игр, которые активизируют деятельность мозга. Они способствуют овладению навыками мелкой моторики, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают у ребенка психические процессы: мышление, память, внимание, воображение, речь, снимают тревожность.
Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой
моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с
использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи,
пространственного, наглядно-действенного мышления, произвольного и
непроизвольного внимания, слухового и зрительного восприятия, быстроту
реакции и эмоциональную выразительность, способность сосредотачиваться.
Помимо этого, пальчиковые игры расширяют кругозор и словарный запас
детей, дают первоначальные математические представления и экологические
знания, обогащают знания детей о собственном теле, создают положительное
эмоциональное состояние, воспитывают уверенность в себе.
Пальчиковые игры представляют собой инсценировку потешек и стихов, рифмованных историй и сказок при помощи пальцев рук. Во время таких игр ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.
Для ребенка с ЗПР использование пальчиковых игр - это возможность проявить себя. Благодаря своему значительному потенциалу, пальчиковые игры позволяют решать задачи, поставленные педагогом, в доступной форме с опорой на непосредственный интерес детей. При этом они могут использоваться как самостоятельный вид деятельности, так и как прием в ходе, какого - либо занятия, в режимных моментах.
Пальчиковые игры разнообразны по содержанию, их разделили на группы
и определили назначение:
1. Игры-манипуляции. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно
или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике
ребенок видит тот или иной образ.
"Пальчик-мальчик, где ты был? ", "Мы делили апельсин", "Этот пальчик хочет
спать", "Этот пальчик - дедушка",
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения. К этой группе относятся также
упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и
мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики
здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем
(правой, левой руки, двух одновременно) ."Распускается цветок" - из сжатого
кулака поочередно "появляются" пальцы.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой. Ребенок
может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или
выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и
разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения ("гимнастика мозга").
С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их
выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности. "Колечко" —
поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем
последовательно указательный, средний и т. д.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев
рук. В данных упражнениях используются традиционные для массажа
движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от
периферии к центру). "Помоем руки под горячей струей воды" - движение, как
при мытье рук. "Надеваем перчатки" - большим и указательным пальцами
правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху
вниз.
6. Театр в руке. Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и
память, снимает психоэмоциональное напряжение. "Бабочка" — сжать
пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний
пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными
пальцами делать быстрые движения ("трепетание пальцев").
"Сказка" - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец
какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев
дают народные игры – потешки.
Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы на утренних беседах, используя их в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях.
Выводы:
Практика показала, что при ежедневной, систематической работе с использованием пальчиковых игр :
темп познавательного развития детей возрастает
Расширяется кругозор ребенка
Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи
Достигается понимание смысла речи
Повышается речевая активность
Развивается память ребенка, мышление, воображение
Развиваются творческие способности, фантазия