Людмила Прокудина
Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад к общему родительскому собранию на тему: «Роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании детей дошкольного возраста»
«Ты вспомнишь не страну большую.
Которую изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой её ты в детстве увидал…»
(К. М. Симонов)
Цель: Развивать нравственно-патриотические чувства у детей дошкольного возраста средствами музыки.
Задачи:
Образовательные:
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музыкальное развитие
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2020
Формировать духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родной стране, краю, дому, семье, детскому саду;
Развивающие:
Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями: русским народным фольклором, песнями, танцами.
Воспитательные:
Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
Способствовать формированию гордости за свою страну.
Поддерживать традиции своего края.
Предварительная работа:
Организации музыкальной деятельности, как НОД, беседы.
Вспоминаем традиции семьи.
Подбираем музыкальный репертуар:
Песни (народные, фольклорные, военные, танцы (народные военные, стихотворения.
Дошкольные образовательные учреждения, являясь начальным звеном системы образования, призваны формировать у детей первое представление об окружающем мире, отношение к родной природе, малой Родине, своему Отечеству.
Дошкольный возраст – это пора интенсивного становления личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения
Родина для ребенка дошкольного возраста является родной дом, двор, вид из окна квартир, детский сад, родная природа.
В процессе познания ребенок постоянно пополняет свои знания. Очень важна для патриотического воспитания дошкольника музыкальная деятельность. Музыкальные занятия необходимы для формирования любви к «малой» Родине и Отечеству, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
Дошкольное учреждение играет большую роль в становлении личности юного гражданина. В рамках образовательного процесса дети получают знания о своем ближайшем окружении, семье. Самым близким людям, с того, что вызывает наиболее эмоциональный отклик в душе ребёнка. Поэтому на музыкальных занятиях особое внимание уделяется нашим близким: Маме, бабушке, папе, дедушке. Дети с особым трепетом исполняют песни, разучивают стихи, танцы для своих родных и близких. И дарят их на праздниках (" День Матери","8 марта", "23 февраля" и т. д.).
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, от семьи, от той атмосферы, которая царит дома.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробуждать любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать патриотом своей страны.
Воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребёнку семейным историям, родословной, семейными традициями.
На музыкальных занятиях, затрагивается любовь к родной природе – одно из проявлений патриотизма. У детей воспитывается умение этически воспринимать красоту окружающего мира, относиться к природе поэтически, эмоционально, бережно.
Содержание нравственно – патриотического воспитания детей дошкольного возраста: – приобщение детей к культурному наследию через Фольклор (англ. folklore) – народное творчество, чаще всего именно устное; художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предания, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос, народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы, театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусств народа, государства. И поэтому доступны детям любого возраста начиная от младшего и до старшего дошкольного возраста. Когда звучит народная музыка дети интуитивно приплясывают, кружатся,топают ножками. т. д. Музыка заложена внутри каждого из нас и всё что касается фольклора близко нам и легко даётся будь то песня или танец.
На содержание детской деятельности должно быть направлено особое внимание, как и родителей так и педагогов, взрослые могут влиять на чувствительную сферу ребёнка, его нравственные проявления, суждения, отношения к сверстникам, а также, формировать у детей начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям и поступкам.
Средствами патриотического воспитания дошкольников являются само окружение (природное и социальное, в котором они живут, художественная литература, музыка, изобразительное искусство. Проводится большая работа на музыкальных занятиях: мы знакомимся с русскими и зарубежными композиторами и их произведениями, (делимся мнениями и впечатлениями,а так же закрепляем знания о музыкальных инструментах. С помощью наглядных пособий «Симфонический оркестр» лото «Музыкант», викторины. Также пробуем сами играть на музыкальных инструментах создавая тем самым, детский оркестр.
Хочется отметить еще один момент, над которым работает наш педагогический коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети любят узнавать, где они родились и живут в настоящее время. Я рассказываю, чем славен наш город Бор, поселок Память Парижской Коммуны, о достопримечательностях, памятниках, героях ВОВ. Одним из которых был,
Григорий Григорьевич Терентьев
и Калинин Дмитрий Семёнович (капитан,
памятники которым находятся в нашем поселке.
Мы с родителями и детьми выходим на экскурсии. Я коротко рассказываю об их биографии, подвигах. Возлагаем цветы, и читаем стихи о войне. Именно такая работа была проделана мною в преддверии празднования 74-летия Великой Победы!
Есть память, которая нет,
Не сотрется с годами,
Есть образы, коих не смоют века
Есть вечные ценности, что рядом с нами
На каждый период,
На все времена…
Важным звеном нравственно-патриотического воспитания ребенка, является детский сад. А наша цель
воспитать гражданина и патриота своей страны,
заложить важнейшие черты русского национального характера. Которые необходимы для формирования любви к «малой» Родине и Отечеству, чувства сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своего народа.
.