Лена Толстокорова
Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитии нравственно-патриотических чувств
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
«Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольника»
Подготовила воспитатель:
Толстокорова Е. Т.
Группа № 8 «Ромашки»
15.03.2023г.
Основная идея
Создание условий для организации систематической и целенаправленной работы по формированию у детей дошкольного возраста основ нравственно-патриотического воспитания через приобщение к истокам русской народной культуры.
Актуальность
Создание проекта
Публикация «Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитии нравственно-патриотических чувств» размещена в разделах
«Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств» представляется актуальной задачей, она направлена на приобщение детей к родной народной культуре, духовно-нравственным ценностям, которые оказывают влияние на всю последующую жизнь человека, от поколения к поколению.
Взаимодействие с воспитанниками и педагогами
Беседы о русском народном фольклоре, традициях, обычаях.
Рассматривание иллюстраций, книг о русском народном фольклоре.
Подготовка и проведение:
«Русские народные подвижные игры», «Весёлая матрёшка» (младший дошкольный возраст).
Цель проекта:
Формирование нравственно-патриотических чувств, средствами декоративно-прикладного искусства.
Задачи:
Расширять представления детей о многообразии предметов декоративно-прикладного искусства.
Формировать умение видеть взаимосвязь реальной действительности и народного искусства.
Развивать творческие способности детей.
Приобщать к многообразию и особенностям декоративно-прикладного искусства.
Расширять представления детей о происхождении данного вида народного искусства.
Донести до воспитанников, что они являются носителями великой русской культуры, наследниками великих мастеров.
Воспитание чувства гордости за талант и самобытность русского народа.
Приобщать родителей к современной деятельности.
Доклад:
«Роль изобразительного искусства в приобщении к русской народной культуре и развитие нравственно-патриотических чувств дошкольника»
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь.
Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относится к культурным традициям других народов.
Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач.
А для этого нет лучше пути, чем знакомство детей с народными промыслами России, мастерством народных умельцев, русским фольклором. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью великого русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Одним из факторов гармоничного развития личности является воспитание детей патриотизма и нравственности. Именно декоративно-прикладное искусство даёт возможность приобщить детей к основам гражданственности. Народное искусство хранит и передаёт новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус.
Целью проекта это воспитание любви к малой Родине, своему народу, вызвать интерес к её истории и культуре. Исходя из цели данного проекта, были поставлены задачи: развитие интереса к русским традициям и промыслам, познакомить детей с искусством народной росписи, декоративно-прикладного искусства : Гжель, Хохлома, Дымковская роспись, развивать творческое воображение и фантазию, вовлекать детей в творческую деятельность,
воспитывать чувство гордости и любви к Родине, к родному краю, к её народной культуре и людям, создающим её.
Знакомя детей с изделиями народных промыслов, старалась приобщать детей к родной культуре, помочь им войти в мир прекрасного. Учить видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждать потребность любить и радоваться жизни, ценить то, что они живут в России, которая богата своей интересной историей и традициями.
Старалась научить детей видеть эстетические свойства предметов, разнообразие и красоту формы, сочетание цветов и оттенков. Ведь вглядываясь, присматриваясь, размышляя, дети учатся понимать, чувствовать, любить, так как русские люди издавна всем сердцем любят родную страну. И любуясь ею, не только воспевали в песнях и в сказках её красоту, но и создавали простые предметы обихода, украшенной яркой народной росписью, которые оживали любимые природные мотивы.
Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваются в разных направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в яркой народной росписью, которые оживали на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. Детей знакомили с образами, характерной для русской игрушки.
В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов так же сопровождала художественным словом, прибаутками, потешками, образными словами, которые используют народные мастера. Краткие образные характеристики помогали детям запоминать того или иного персонажа, формировали доброжелательное отношение к нему.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
«Воспитание патриотических чувств у детей», «Учить понимать прекрасное», «Знакомство с различными техниками рисования» и др.
Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несёт детям красоту». Это идёт от души, а душа народная добра и красива. Знакомя детей с изделиями народных промыслов, приобщали детей к родной культуре, воспитываем чувство патриотизма, помогали им войти в мир прекрасного, учили видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, пробуждали потребность любить и радоваться жизни.
Приобщая детей к истокам русской народной культуры, мы развиваем личность каждого ребёнка, который, надеемся, будет носителем черт русского характера, так как только на основе прошлого можно понять настоящее, предвидеть будущее. А народ, не передающий всё самое ценное из поколения в поколение, - народ без будущего.
Всем нам хочется заглянуть в будущее, что б увидеть своих детей счастливыми, умными, добрыми, уважаемыми людьми – настоящими патриотами своей Родины.