Ирина Пиксайкина
Роль игры в воспитании культуры взаимоотношений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать
Современная педагогическая наука и практика основывается на концептуальных положениях о формировании основ нравственности, взаимоотношений с другими людьми в период дошкольного детства. Дошкольное детство является сензитивным периодом в развитии ребенка. В этом возрасте происходит погружение ребенка в социальное пространство семьи и окружающей среды, где закладываются основы формирования его личности.
Публикация «Роль игры в воспитании культуры взаимоотношений у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
По мере своего взросления ребенок осваивает культурные, нравственные нормы и правила общественной жизни, развивает способность оценивать свои собственные поступки, эффективно взаимодействовать с окружающими.
В последние годы родители, педагоги, психологи отмечают тот факт, что многие дошкольники испытывают серьезные трудности в установлении детьми социальных контактов, их поддержании и развитии. Многие дети не способны согласовывать свои действия с другими детьми, адекватно эмоционально реагировать на различные ситуации, возникающие в межличностных взаимоотношениях. Это приводит к возникновению конфликтов в детских коллективах, которые дети не в силах решить самостоятельно. Умение общаться, строить и поддерживать дружеские отношения в коллективе, конструктивно разрешать возникающие конфликты - необходимые компоненты всесторонне и гармонично развитой личности, залог ее психического здоровья. Исходя из этого, вопрос воспитания культуры взаимоотношений в детском возрасте является чрезвычайно важным и актуальным.
Как обособленное понятие, «культура» появилось в трудах немецкого юриста и историка Самуэля Пуфендорфа (1632—1694). Он употребил этот термин применительно к «человеку искусственному», воспитанному в обществе, в противоположность человеку «естественному», необразованному.
В русский лексикон слово «культура» вошло лишь с середины 1830-х годов. В 1837 году И. И. Ренофанц выпустил «Карманную книжку для любителя чтения русских книг, газет и журналов». Данный словарь выделял два значения лексемы: во-первых, «хлебопашество, земледелие»; во-вторых, «образованность».
При употреблении термина «культура», чаще всего говорят о неких правилах поведения, принятых в обществе. Главное отличие человеческого общества от животного мира - в наличии определенных правил поведения в обществе и соблюдении людьми этих правил. В общественной жизни человеку постоянно приходится себя контролировать: во внешнем виде, выражении лица и жестах, интонации и содержании речи, в проявлении своих эмоций. По манере поведения человека в обществе можно сделать выводы о степени овладения им культурой. Однако, нельзя сводить культуру лишь к правилам поведения.
Культура выступает в двух ипостасях. С одной стороны, ее можно рассматривать как компонент личности, с другой - как компонент общества, которое может вступать в противоречие с отдельной личностью в виде системы норм, ценностей, запретов, поощряемых и порицаемых моделей поведения.
Современная педагогика определяет культуру взаимоотношений как «совокупность интеллектуальных, духовных и эмоциональных качеств личности, которые являются необходимым условием успешного взаимодействия и контроля поведения, основываясь на нравственных нормах и правилах общения» [4, с. 256].
Воспитание высоконравственной личности, эмоционально интеллектуальной, толерантной к окружающим его людям – одна из главных задач семьи и воспитательно-образовательных учреждений. И, очевидно, сам воспитательный процесс необходимо начинать с раннего детства.
В современной педагогической науке воспитание определяется как «относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека в соответствии со спецификой целей, групп и организаций, в которых оно осуществляется» [4, с. 42].
Над вопросом воспитания культуры межличностных взаимоотношений в отечественной психологии и педагогике работали многие известные ученые: Л. И. Божович, Я. Л. Коломенский, А. В. Киричук, Л. И. Уманский, Д. Б. Эльконин, А. Н. Быстрова, Б. И. Каверин, В. М. Розин и другие.
Ведущему виду деятельности дошкольников – игре принадлежит важнейшая роль в развитии и воспитании ребенка. Игра является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-нравственных качеств. В игровой деятельности реализуется потребность ребенка воздействовать на окружающую его действительность.
Одними из первых ученых, определяющих игру как педагогическое явление, были Я. А. Коменский, Е. А. Покровский, И. А. Сикорский, К. Д. Ушинский, Ф. Фребель. Они подчёркивали, что именно в игре ребёнок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Их взгляды получили дальнейшее развитие в зарубежной и отечественной науке.
По определению, «игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением» [2].
Н. К. Крупская писала: «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания» [5, с. 59].
А. С. Макаренко отмечал, что «игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» [ 3, с. 121 ].
В игровой деятельности ребенка происходит формирование начальных форм его самооценки, эмоционально-волевой сферы, межличностных отношений, коммуникативных навыков.
С. А. Шмаков выделяет следующие функции игры как социопедагогического феномена культуры :
– социокультурная функция : через усвоение культуры проходит формирование ребенка как личности, позволяющей функционировать в качестве полноценного члена коллектива;
– символическая функция: в игре ребенок на сенсомоторном уровне демонстрирует с помощью конкретных предметов, которые являются символом чего-то другого, то, что он когда-либо прямым или косвенным образом испытал;
– функция межнациональной коммуникации: игра дает возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, учит разнообразию эмоций в воспроизведении действительности;
– функция самореализации ребенка в игре: игра – полигон человеческой практики как область применения и проверки опыта;
– коммуникативная функция: игра вводит ребенка в область человеческих отношений, для детей важен опыт, полученный от другого ребенка;
– диагностическая функция: максимальное проявление себя в игре, ребенок проверяет свои силы, самовыражается и самоутверждается;
– игротерапевтическая функция: дает возможность преодолевать различные трудности в поведении ребенка [2].
Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются друг от друга степенью участия взрослого и формами детской активности.
Первая группа - это стихийные игры детей, возникающие по их собственной инициативе. В таких играх роль взрослого косвенна. Дети сами ставят игровую цель, решают поставленные игровые задачи, развивают сюжетную линию игры. Самостоятельные игры детей способствуют возникновению игровых инициатив и, как правило, интеллектуальному развитию ребенка.
Вторая группа - специально организованные обучающие игры. В таких играх первостепенная роль принадлежит взрослому как организатору всего процесса игровой деятельности. Организованная игра детей направлена на достижение двух видов задач: познавательного характера (научить детей способам действий с предметами) и воспитательного характера (научить детей способам сотрудничества, формам общения с окружающими людьми).
Среди всего многообразия игр, в воспитании культуры взаимоотношений у детей дошкольного возраста ведущая роль принадлежит сюжетно-ролевой игре, где каждый игрок действует согласно исполняемой роли. Взрослый руководит игровым процессом, предлагая ребенку определенные решения специально созданных или стихийно возникающих проблемных ситуаций. Дошкольники в игре усваивают предлагаемые способы и переносят их в реальную жизнь. Например, при возникновении конфликтной ситуации в реальной жизни, дети могут использовать тот способ решения конфликта, который им предлагался в игре взрослым, или тот, который стал результатом самостоятельного решения ребенка в игровой деятельности, руководимой взрослым. То есть через игровые действия взрослый может обучить ребенка способам нивелирования конфликтов, конструктивного выхода из них (если конфликт все же произошел, уважительному и бережному отношению к сверстникам и взрослым и пр. Одним словом, через сюжетно-ролевую игру взрослый может воспитывать культуру взаимоотношений у детей.
Однако, в игровой деятельности детей определяется еще одна структура, идущая непосредственно от самих детей и выходящая за рамки ролевых отношений. Эта структура отражает личностное отношение детей к партнерам по игре. Именно она предоставляет детям право на самостоятельность в построении отношений с друг с другом, создает возможности для формирования навыков коллективной жизни.
С помощью сюжетно-ролевой игры можно влиять на качество взаимоотношений дошкольников внутри определенного коллектива (например, группы детского сада). Путем продуманного распределения игровых ролей в методически правильно организованной сюжетно-ролевой игре, исчезает категория «непопулярных» детей, симпатии между дошкольниками выравниваются, психологический климат в группе становится более благоприятным.
Сюжетно-ролевую игру можно использовать как средство воздействия на малоконтактных дошкольников, детей с недоразвитием речи или повышенным уровнем тревожности. В силу своих психологических особенностей, очень часто такие дети избегают коллективной деятельности и боятся вступать в общение. Методически правильно построенная сюжетно-ролевая игра помогает детям снять психологическую напряженность, а так же обучает способам коммуникативного взаимодействия.
Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод о необходимости использования игры как средства воспитания культуры межличностных взаимоотношений. Именно посредством игры взрослый может помочь дошкольнику наладить контакт с окружающим миром, со сверстниками и со взрослыми.
Список использованных источников
1. Антонова, Ю. А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю. А. Антонова. – Москва: ООО «Дом 21 век», 2007. – 288 с. – Текст: непосредственный.
2. Арсентьева, В. П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве : учебное пособие. – Москва : ФОРУМ, 2009. – 1 электронный оптический диск. – Заглавие с экрана. – Текст: электронный.
3. Мардахаев, Л. В. Семейное воспитание : проблемы и особенности / Л. В. Мардахаев. – Текст: непосредственный // Вестник Челябинского государственного университета. –
2014. – № 13. – С. 173-178.
4. Педагогический энциклопедический словарь / главный редактор Б. М. Бим-Бад. – Москва : Большая российская энциклопедия, 2002. – 527 с. – ISBN 5-85270-230-7. – Текст: непосредственный.
5. Усова, А. П. Роль игры в воспитании детей / А. П. Усова, под редакцией А. В. Запорожца. – Москва: Просвещение, 1976. – 96 с. – Текст: непосредственный.