Лейсан Усманова
Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в воспитании чувств и развитие речи детей. На важность приобретения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали многие известные педагоги и психологи.
Публикация «Роль художественной литературы в воспитании чувств и развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятия литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для того необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, рассказа, стихотворения и других произведений художественной литературы.
«Программа воспитания в детском саду» предусматривает ознакомление детей с художественными произведениями на специальных занятиях и вне занятий (во время игр, театрализованных представлений, в уголке книги и др.).
По перспективному плану работы по ознакомлению с художественной литературой, составленному, на учебный год один раз в неделю мы проводим занятия с детьми. На этих занятиях мы читаем и рассказываем сказки, рассказы, басни, разучиваем стихи и потешки, песенки. Одна из задач проводимых нами занятий состоит в том, чтобы научить детей слушать воспитателя. Только научившись слушать чужую речь, дети получают способность запоминать ее содержание и форму, усваивать норму литературной речи.
Если в младшей группе мы читали детям небольшие произведения, то сейчас детям среднего дошкольного возраста читаем довольно значительные по объему стихотворные и прозаические сказки, рассказы и повести. Занятия по ознакомлению с художественным произведением проводится со всеми детьми в обычном для занятий месте. Во время чтения используем наглядный материал: игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и др. Чтение и рассказывание художественных произведений проводится в детском саду по строго определенному плану, в котором учитываются те или иные события, а также время года.
Во время занятий уделяем внимание голосу, мимике, артикуляции. Для нас важно видеть лица детей, встречаться с их глазами, видеть их реакцию на чтение.
На одном занятии читается одно новое произведение и одно-два из тех, которые дети уже слышали раньше. Многократное чтение произведений в детском саду обязательно. Дети любят слушать уже знакомые, полюбившиеся им рассказы, сказки и стихи. Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, но ведет к лучшему усвоению языка и, следовательно, к более глубокому осмысливанию событий, поступков героев. У детей появляются любимые персонажи, дорогие для них произведения, и потому их радует каждая встреча с этими персонажами. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя.
У детей необходимо воспитывать любовь к художественным произведениям, к книге, формировать желание эмоционально воспринимать и откликаться на художественное произведение. Для этого важна эмоциональная приподнятость чтеца и слушателей. Например, когда мы читаем новую сказку я на своем примере показываю, как нужно бережно обращается с книгой, с уважением произношу имя автора, несколькими вводными словами привлекаю внимание детей.
Художественная литература активно воздействует на чувства и разум ребенка, развивает его восприимчивость, эмоциональность. При чтении книги ребенок видит перед собой определенную картину, конкретную ситуацию, образ, переживает описываемые события, и чем сильнее его переживания, тем богаче его чувства и представления о действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы его участником. Так, при чтении сказки «Стойкий оловянный солдатик» дети искренне сопереживают, сочувствуют главному герою. А из сказок «Колосок», «Зимовье зверей», «Красная шапочка» дети поняли, как важно быть честным и справедливым, трудолюбивым, приходить на помощь другим. По ходу занятия дети задаем вопросы по содержанию произведения.
Художественная литература развивает чувства и отношения, формирует у детей и положительные и отрицательные эмоции. Она воспитывает стремление к правде и справедливости, ненависть к угнетателям, любовь к людям, животным, растениям, неприязнь к чванству, надменности, злобе (например, к жестокой мачехе, выгнавшей бедную босую Марьюшку на мороз из сказки «Морозко»). Она рождают любовь и сочувствие к малым, слабым, старым, примером могут служить сказки «Воробьишко» М. Горького, «Три поросенка», «Красная шапочка», «Три поросенка»,которые очень любят наши дети.
Народные сказки формируют также и положительные черты характера, например настойчивость,— герой неутомимо преодолевает одно препятствие за другим, не падая духом даже в самых трудных обстоятельствах. Сказка «Жихарка» учат самостоятельности, смелости, бесстрашию. Каждый воспитатель знает, как необходим ребенку живой образ героя (героини, пример которого был бы ему близок и понятен без голой, сухой морализации. Сказка «Как собака друга искала», рассказ Е. Чарушина «Почему Пиону звали Пионой?» ненавязчиво учит детей сметливости, находчивости, умению побеждать зло добром.
Очень важно воспитать в детях чувство юмора. Чувство юмора — великий дар, художественные произведения помогают развить его. Басни А. Толстого, литературная сказка К. Чуковского «Тараканище», стихотворения С. Маршака «Вот такой рассеянный», народные песенки «Купите лук» и другие учат понимать юмор, поднимают настроение детей.
А творчество русских поэтов полны поэзии и красоты. Стихотворения И. Бунина «Листопад», А. С. Пушкина «Ветер, ветер, ты, могуч!», М. Ю. Лермонтова «Спи младенец», Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором»,А. Барто «Я знаю, что надо придумать» и т. д. учат детей понимать смысл стиха, эмоционально воспринимать его, зарождает в детях чувство нежности, грусти, учить видеть красоту, любовь к природе. Ребенок воспринимает красоту стихов, и в нем самом рождается эстетическое чувство.
Знакомство с народными потешками, песенками дает возможность детям ближе соприкоснуться с национальным фольклором народов мира, обогащает его духовный мир, развивает патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучение его традиций, усвоение морально-нравственных норм поведения в обществе. Ведь фольклор совмещает в себе глубокую мудрость, легкость осознания и простоту запоминания.
Художественная литература в сильной степени способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.
Художественная литература открывает и объявляет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств и взаимопониманий. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, даёт прекрасные образы русского литературного языка. Огромное её воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребёнка об окружающем мире, она воздействует на личность ребёнка, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.