Раузалия Бахтыгареева
Роль художественной литературы в развитии личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Роль художественной литературы в развитии личности ребенка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад № 16 «Ромашка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
«Роль художественной литературы в развитии личности ребенка»
Воспитатель:
Бахтыгареева Р. Р.
Бирск 2019 год
Публикация «Роль художественной литературы в развитии личности ребенка» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Книга вводит ребёнка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит вглядываться в человека, видеть и понимать его, воспитывать человечность в самом себе. Книга раскрывает человеческие и духовные ценности.
Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение личности ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение.
Главная задача ознакомления детей с художественной литературой – воспитание интереса и любви к книге, стремления к общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, т. е. всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.
Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства — способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его этические (нравственные) представления.
Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы литературного языка.
Знакомя детей с художественной литературой, использую следующие формы:
– беседы по тексту, умение задавать вопросы и отвечать на них;
– придумывание однокоренных слов;
– использование фразеологизмов и пословиц в речи детей;
– пересказ сказки по ролям.
– чтение народных сказок «Лисичка со скалочкой», «Морозко», «Лиса и журавль» и др. ;
– беседы на этические темы «Хорошо ли быть таким?», «Правильно ли поступил герой» и др. ;
– игры-драматизации – упражнять детей в синхронном выражении чувств и телодвижений.
– дидактические игры, направленные развитие логического мышления «А если бы пропал ветер?» или «А если бы исчезла вода?», «Вред – польза» и др.
-трудовая деятельность (процесс изготовления книжек-сказок своими руками в совместной деятельности с родителями.
Особая роль в жизни и воспитании личности ребенка отведена сказкам. Это первая художественная форма с которой дети начинают знакомство с литературой.
Сказка вызывает у всех детей любовь и стойкий интерес своей динамичностью, яркостью образов, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в напряженные драматические моменты, чувство облегчения, удовлетворения при победе справедливости.
Во время чтения сказок я беседую с детьми о положительных и отрицательных сказочных героях, о их поступках, о приключениях и о волшебных предметах, которые помогают героям. После чтения сказок провела беседы, целью которых являлось расширение кругозора и понятийного аппарата детей, обучение умению самостоятельно делать выводы и умозаключения, аргументировать свои высказывания, желание выяснить, насколько дети поняли идею и смысл произведения, узнать их отношение к поступкам и действиям героев, привлечь внимание к средствам выразительности произведения. Иногда предлагаю детям после чтения сказки нарисовать «Волшебную картину». Дети рисуют любых сказочных героев, волшебные предметы (например, шапка-невидимка или сапоги-скороходы) и сказочную окружающую среду (например, замок или избушку бабы-Яги). После этого дети вырезывают эти предметы, а затем составляют общий коллаж: «Волшебную картину». По желанию дети могут придумать новую сказку. Затруднения у детей вызывают задания- «словесно нарисовать» героев сказки, так как речь детей недостаточно развита, им трудно составлять описательные рассказы. Дети очень часто произносят необычные фразы, поэтому я планирую создать рукописную книгу «Говорят дети». Провели выставку книг и рисунков «Моя любимая сказка». Дети принесли из дома свои любимые книги, рассказали сказки, вместе с родителями нарисовали своих любимых сказочных героев.
Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни.
Большую роль художественное слово играет и в организации всех режимных моментах. При проведении гигиенических процедур, использую русские народные потешки: «Ой, лады, лады, лады, не боимся мы воды…», «Кран, откройся! Нос, умойся…». При одевании на прогулку «Будем быстро одеваться, на прогулку собираться…». Во время приема пищи в игровой форме: «Идет коза рогатая…», «Ай, качи-качи-качи…».
На прогулках неоднократно читаю стихи о природе, времени года, животных «Солнышко- ведрышко…», «Дождик-дождик…», «Ты мороз, мороз, мороз…» и т. д. загадываю загадки, начинаю знакомить и пословицами, поговорками. Причесывая девочек после сна читаю потешку: «Расти коса до пояса, не вырони ни волоса…» тем самым дети непринужденно запоминают содержание и сами их читают, переносят в игровую деятельность.
В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка – игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто – любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения, что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.
Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.
Небылицы – это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.
Важное место в своей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок.
К. Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки – это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.
Провела литературную викторину «Сказки К. И. Чуковского». Дети были рады вновь встретиться с полюбившимися сказочными героями, такими как Мойдодыр и Айболит, прослушать аудио кассеты с отрывками произведений в исполнении автора.
Работу с родителями строю на основе перспективного планирования. Провела анкетирование родителей. Из анкет узнала, что большинство детей имеет дома библиотеку детских книг. В основном дети любят, когда им читают сказки. Детям нравится любая деятельность, связанная с художественной литературой совместная с родителями.
Рассказываю на консультациях и в индивидуальных беседах о пользе семейного чтения, когда не только мама, но и папа, бабушка читают ребенку, высказывают свое мнение о прочитанном, отвечают на вопросы.
Совместное чтение детских книг поможет родителям закладывать в душу ребенка добрые впечатления и достойные для подражания примеры поведения. Книг дома должно быть много. Должны быть книги для взрослых и детей. Как сориентировать родителей в книжном мире?
В родительский уголок помещаю перечень программных произведений и рекомендуемой детской литературы для домашнего чтения. Постоянно действуют рубрики «Повторите с детьми», «Что читать детям», знакомящие родителей с новыми детскими книжными изданиями. Провела консультации для родителей по теме: «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка», «Научите ребенка любить книгу», оформила памятку для родителей.
Особенность художественной литературы заключается в том, что она расширяет представление дошкольников об окружающем мире, формирует первичные ценностные представления, содействует развитию литературной речи, приобщению к словесному творчеству, она вводит детей в особый, исключительный мир чувств, переживаний и эмоциональных открытий.
Доброта героев, их эмоциональная отзывчивость особенно важна для маленьких детей, живущих в современной информационной среде, в которой много агрессивности и эмоций. Решение основных задач педагогической работы будет возможным, если педагог сможет добиться самого главного – сформирует у детей интерес к художественной литературе, который будет содействовать активному отношению маленьких слушателей к тому, что им читают.
В заключение хочется отметить, что процесс приобщения маленького читателя к духовному наследию нашей страны, к мировой культуре посредством книги довольно долог, но если первоначальный этап будет успешен еще в дошкольном возрасте, то значительно увеличится число глубоко образованных, думающих молодых людей, любящих книгу и способных ценить прекрасное.
Литература
1. Гурович Л. М., Береговая Л. Б., Логинова В. И. «Ребенок и книга» (издательство «Акцидент», С-П 2006г).
2. Запорожец А. В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г. А. Урунтаева – М. : изд. "Педагогика", 1998. – 138 с.
3. Кудрявцева Л, Они творили и творят для самых маленьких // Дошкольное воспитание 4, 1994 .
4. ПавловаЛ. Н. Фольклор для маленьких. // Дошкольное воспитание №10, 1990.
5. Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Русской – М. : Эксмо, 2005. – 208 с.
6. Трушина З., Н Астафьева, Знакомство дошкольников с иллюстрациями
А. Ф. Пахомова. // Дошкольное воспитание 5, 1998.
7. Ушакова О. С., Гавриш Н. В. Знакомим дошкольников с художественной литературой. – – М. : ТЦ Сфера. 2009. – 176 с.
8. Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста, Сост. М. М. Алексеева, В. И. Яшина - М. ,1999.
9. Юченкова Л. А. Семинар-практикум для педагогов по ознакомлению детей с художественной литературой / / Воспитатель ДОУ. 2007. № 11.