МААМ-картинки

Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Елена Струкова
Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Струкова Елена Александровна

воспитатель

МБДОУ д/с 68

г. Белгород

«Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»

«Начало искусства слова – в фольклоре» М. Горький.

Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.

Публикация «Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, абстрактное мышление невозможно без речи.

При наборе детей в группу многие воспитатели столкиваются с проблемой: дети плохо идут на контакт со взрослыми, не могут общаться друг с другом.

При обследовании выявляется, что речь плохо развита у большинства детей. Для того, чтобы решить эту проблему необходимо поставить цель:

Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.

Работу по формированию речевых умений и навыков детей необходимо выстроивать в тесном взаимодействии с родителями.

Младшим детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторять, запомнать, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.

В работе с детьми рекомендую использовать следующие виды фольклора :

• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.

• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).

• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).

• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.

• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.

• Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.

• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.

• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.

Фольклорные произведения благотворно влияют на общение с ребенком в разные режимные моменты. Правильно подобранная потешка, помогает установить контакт с детьми. Знакомство с новой потешкой осуществлять поэтапно, обыгрывая с детьми разными методами – применять действие игрушки или предмета, то есть о ком или о чём говорилось в потешке, затем можно воспользоваться и пальчиковым театром. Тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включать потешки, припевки не только на занятиях, но и в повседневном разговоре с детьми

В среднем и старшем возрасте большое место отводить народным сказкам. Самое пристальное внимание уделять формированию оценки таких нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, честь и бесчестье, добро и зло, щедрость и жадность. На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, очень удобно опираться на методические рекомендации по детской литературе В. А. Гриценко «Пришли мне чтенье доброго». Где программным материалом являются произведения русского фольклора и литературы.

Фольклор – это наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как фольклор образно дает информацию, благодаря фольклору легко усваивается язык, лексика.

Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводить на материале поговорок, пословиц, загадок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество.

Со старшими детьми использовать беседы и более сложный фольклорный материал. Составлять загадки о предметах старинного русского быта. Дети становятся сообразительнее, начинают логически думать. Очень важно обогатить детей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову. Логично использовать приём «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия с детьми. Метод проектов позволяет создать условия для ключевых компонентов, таких как умение работать с информацией, умение видеть и решать социально-значимые проблемы, ставить цели и принимать решения, развивать коммуникативные умения.

Работа в данном направлении даё т свои положительные результаты:

1. У детей повышается интерес к устному народному творчеству;

2. Они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки.

3. Умеют самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок;

4. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.

Литература:

1. Аникин В. П. Русский фольклор. - М. ,1987.

2. Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.

3. Балашова О. Б. Русский фольклор. - М., 1995.

4. Князева М. Д., Маханева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры //Образовательная порционная программа. - СПб., 1994.

5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор - М., 1987

6. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / Штанько И. В. //Управление ДОУ. – 2004. - № 4

7. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М., 1994.

8. Новицкая М. Ю., Науменко Г. М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть» //Русский детский игровой фольклор. - М., 1995.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для педагогов «Формирование певческих навыков у детей дошкольного возраста на основе песенного фольклора» Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня и не может быть решена без глубокого.

Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Роль фольклора в развитии речи детей раннего возраста» Психологи все чаще обращают внимание воспитателей и родителей на значение воспитания и развития детей от рождения до 3-х лет. Все приходят.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Роль конструирования в развитии детей дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей дошкольного возраста Одним из наиболее естественных для ребенка и любимых им занятий, является конструирование, то есть создание из отдельных элементов чего-то.

Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возрастаРоль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста Педагоги и психологи убеждены, что самые полезные игрушки для детей.

Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль загадок в речевом развитии детей дошкольного возраста. Многие родители недооценивают в развитии речи детей роль загадок. А ведь эти.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
Опубликовано: 1 ноября 2022 в 14:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Струкова (УИ 410497) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД