Елена Струкова
Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Струкова Елена Александровна
воспитатель
МБДОУ д/с 68
г. Белгород
«Роль фольклора в развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста»
«Начало искусства слова – в фольклоре» М. Горький.
Среди многих важнейших задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду – обучение родному языку, развитие речи, речевого общения – одна из главных. Речь - это средство общения, необходимое прежде всего для вовлечения субъекта в социальную среду. Именно благодаря речи формируются первые связи между матерью и ребенком, устанавливаются основы социального поведения в группе детей, и, наконец, именно через речь и язык культурные традиции в значительной степени влияют на наш образ мыслей и действий.
Публикация «Роль фольклора в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Речь не только обеспечивает общение людей между собой, но и, являясь средством выражения мыслей, становится основным механизмом мышления человека, абстрактное мышление невозможно без речи.
При наборе детей в группу многие воспитатели столкиваются с проблемой: дети плохо идут на контакт со взрослыми, не могут общаться друг с другом.
При обследовании выявляется, что речь плохо развита у большинства детей. Для того, чтобы решить эту проблему необходимо поставить цель:
Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт.
Работу по формированию речевых умений и навыков детей необходимо выстроивать в тесном взаимодействии с родителями.
Младшим детям свойственно особое восприятие и особое отношение к фольклорным текстам, что обусловлено спецификой возраста и интенсивностью социализации. Попевки, приговорки, потешки - первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторять, запомнать, что, в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
В работе с детьми рекомендую использовать следующие виды фольклора :
• Пестушки - песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
• Потешки - игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
• Заклички - обращения к явлениям природы (к солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
• Приговорки - обращения к насекомым, птицам, животным.
• Считалки - коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
• Скороговорки и чистоговорки - незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
• Дразнилки - веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны внешности ребенка, в особенностях его поведения.
• Прибаутки, шутки, перевертыши - забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Фольклорные произведения благотворно влияют на общение с ребенком в разные режимные моменты. Правильно подобранная потешка, помогает установить контакт с детьми. Знакомство с новой потешкой осуществлять поэтапно, обыгрывая с детьми разными методами – применять действие игрушки или предмета, то есть о ком или о чём говорилось в потешке, затем можно воспользоваться и пальчиковым театром. Тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включать потешки, припевки не только на занятиях, но и в повседневном разговоре с детьми
В среднем и старшем возрасте большое место отводить народным сказкам. Самое пристальное внимание уделять формированию оценки таких нравственных понятий как: правда, ложь, смелость, трусость, честь и бесчестье, добро и зло, щедрость и жадность. На занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой, очень удобно опираться на методические рекомендации по детской литературе В. А. Гриценко «Пришли мне чтенье доброго». Где программным материалом являются произведения русского фольклора и литературы.
Фольклор – это наиболее воспринимаемая ребенком форма речи, так как фольклор образно дает информацию, благодаря фольклору легко усваивается язык, лексика.
Все лексические, грамматические и интонационные упражнения проводить на материале поговорок, пословиц, загадок, которые уточняют представления детей о разнообразии жанров и их образности и углубляют художественное восприятие литературных произведений. Такое обучение способствует осознанному переносу сформированных представлений в словесное творчество.
Со старшими детьми использовать беседы и более сложный фольклорный материал. Составлять загадки о предметах старинного русского быта. Дети становятся сообразительнее, начинают логически думать. Очень важно обогатить детей теплотой добрых чувств, прибегая к фольклорному слову. Логично использовать приём «вхождения» в произведение – частичной драматизации текста, а также приём игрового взаимодействия с детьми. Метод проектов позволяет создать условия для ключевых компонентов, таких как умение работать с информацией, умение видеть и решать социально-значимые проблемы, ставить цели и принимать решения, развивать коммуникативные умения.
Работа в данном направлении даё т свои положительные результаты:
1. У детей повышается интерес к устному народному творчеству;
2. Они используют в своей речи пословицы, поговорки, в сюжетно-ролевых играх – потешки.
3. Умеют самостоятельно организовывать народные игры – забавы с помощью считалок;
4. У родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.
В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности. И действительно, ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности; веры в ребенка.
Литература:
1. Аникин В. П. Русский фольклор. - М. ,1987.
2. Аполлова Н. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре //Дошк. восп. - 1992. - № 5-6.
3. Балашова О. Б. Русский фольклор. - М., 1995.
4. Князева М. Д., Маханева О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры //Образовательная порционная программа. - СПб., 1994.
5. Мельников М. Н. Русский детский фольклор - М., 1987
6. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста / Штанько И. В. //Управление ДОУ. – 2004. - № 4
7. Гилярова Н. Н. Хрестоматия по русскому народному творчеству (1-2 год обучения). - М., 1994.
8. Новицкая М. Ю., Науменко Г. М. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идем с тобой играть» //Русский детский игровой фольклор. - М., 1995.