Татьяна Козлова
Роль физических упражнений в формировании правильной осанки
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование здоровья детей, полноценное развитие их организма – одна из современных проблем в нашем обществе.
К сожалению, на сегодняшний день, как показывает статистика, до 80% детей, посещающих дошкольные учреждения, имеют нарушения ОДО. Это пока еще не болезнь, а лишь нарушение развития костно-мышечного аппарата. Однако на фоне этого, как многим кажется безобидного дефекта, развивается сколиоз.
Публикация «Роль физических упражнений в формировании правильной осанки» размещена в разделах
Значение осанки для полноценного развития ребенка велико: здоровый позвоночник, правильно сформированная грудная клетка, хорошо развитые мышцы являются не только основной стройной и красивой фигуры, но и залогом физического здоровья и психического благополучия.
Цель физического воспитания, по П. Ф. Лесгафту, состоит в том, чтобы мышечная двигательная деятельность человека была «умственно проверенной и направленной». Само физическое упражнение ученый рассматривал как единый процесс физических и психических отправлений. Он писал о том, что ребенок должен научиться управлять своими движениями. П. Ф. Лесгафт указывает на необходимость тщательно разъяснять детям, как способ, так и цель выполнения упражнения по слову педагога. Осознанность движений – отношение ребенка к своей деятельности, восприятие и пониманияцели и способа действия, осмысление техники движения, последовательности его выполнения, мышечного напряжения собственного тела, умение выбирать наиболее рациональный способ деятельности, самостоятельно и творчески решать двигательные задачи (А. В. Кенеман, Н. В. Полтавцева, Э. Я. Степаненкова и др.)
В работах физиологов, психологов и педагогов о взаимосвязи и взаимозависимости психического и физического развития ребенка признается важность и необходимость осознания детьми двигательных действий (В. М. Бехтерев, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, И. П. Павлов и др.)
Многие авторы отмечают, что в дошкольном возрасте осанка имеет еще неустойчивый характер, чувствительна к деформирующим воздействиям (Ловейко И. Д., Фонарев М. И., Мачинский В. И., Стромская Е. П. и др.).
По мнению многих авторов (Стромская Е. П., Моргунова О. Н., Каштанова Т. В., Маханёва М. Д. и др.) существенное значение для формирования правильной осанки имеет : подбор мебели; поза детей (стоя, сидя, при ходьбе, во время сна); рациональное организованный режим дня; полноценное питание, двигательная активность ребенка в течение дня; развивающая предметно- пространственная среда.
«Физическое развитие включает в приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость, способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения….»
«Об утверждении ФГОС ДО». Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155»
СанПиН 2.4.1.3049 – 13
В группе 23 ребенка: из них – 10 девочек и 13 мальчиков.
Наблюдения за детьми моей группы на занятиях в их свободной деятельности, мы обратили внимания, что у некоторых неправильная осанка.
Это подтвердилось и результатами осмотра врача ЛФК.
4 детей имеет проблемы развития опорно-двигательного аппарата (дисплазия тазо-бедренного сустава, плоско-вальгустные стопы, уплощение стопы).
Направления в работе
- педагогический анализ развития детей по образовательной области «Физическое развитие»;
- создание условий;
- сотрудничество с семьей
Цель:формировать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье и обогащать двигательный опыт за счет разных упражнений; создавать комфортную эмоционально-психологическую атмосферу для детей; вызвать чувство радости за достигнутые результаты.
Задачи:
1. Воспитывать сознательное отношение детей к закреплению навыка правильной осанки.
2. Сформировать, закрепить и довести до автоматизма способность длительного удержания тела в правильном положении.
3. Способствовать развитию и укреплению основных мышечных групп, спины, плечевого пояса, брюшного пресса, а также мышц, развивающих грудную клетку.
Педагогическая идея
Организация профилактики с детьми старшего дошкольного возраста, формирование у них потребности в физической активности, здоровом образе жизни путем организации физкультурно-оздоровительной работы с использованием различных упражнений по профилактике правильной осанки.
Новизна подхода в рассматривании проблемы заключается вовключении самого ребенка в процессе формирования правильной осанки, так как ни один взрослый не может осуществлять контроль здоровьесберегающего поведения детей.
Создание развивающей предметно-пространственной среды.
В ДОУ предусматривается соблюдение гигиенических норм соответствия высоты столаи стула для ребенка, требования к поверхности постели. В педагогическом процессе организуется контроль педагогов позы ребенка в динамике и статике, включено ежедневное использование физических упражнений для укрепления сил различных мышечных групп.
При создании условий для самостоятельной двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста учитывали:
- возрастные особенности,
- физическую подготовленность,
-двигательную активность,
-учет пола.
- рациональность подбора в соответствии ФГОС ДО и реализуемым программам;
- право на свободу выбора;
- реализация в двигательно-игровой предметной среде содержания физического воспитания детей группы (физические упражнения и движения)
- возможность продуктивного использования физкультурного оборудования в разных видах двигательной и игровой деятельности детей (в физкультурных упражнениях спортивных и подвижных играх, творческих и т. д.);
- многофункциональность;
- эстетичность;
- эмоциональность;
- безопасность.
С целью профилактики нарушений осанки, а также мышечного переутомления разместили массажные коврики, дорожки, массажеры разных видов.
ФГОС ДО нацеливают педагога «не на владение видами деятельности, а различными способами организации всех видов детской деятельности и приемами партнерского участия в них».
Формы организации физического развития детей в ДОУ:
• Утренняя гимнастика
• Физкультурные занятия в зале
• Физкультурные занятия на улице
• Двигательная активность на прогулке
• Физкультминутки на занятиях
• Гимнастика после дневного сна
• Физдосуги, забавы, игры
• Игры, хороводы
• Игровые упражнения
• День здоровья
• Коррекционные упражнения, направленные на профилактику плоскостопия, на формирование правильной осанки.
Методы работы по физическому развитию. Для поддержки детской инициативы
1. Наглядный:
• Наглядно – зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособии, имитация, зрительные ориентиры)
• Наглядно – слуховые приемы (музыка, песни)
• Тактильно – мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя)
2. Словесный:
• Объяснения, пояснения, указания
• Подача команд, распоряжений, сигналов
• Вопросы к детям
• Образно сюжетный рассказ, беседа
• Словесная инструкция
3. Практический
• повторение упражнений без изменения и с изменениями
• проведение упражнений в игровой форме
• проведение упражнений в соревновательной форме.
Методы воспитания:
1. методы формирования сознания личности (взглядов, оценок, суждений, идеалов) : разъяснение, беседа, рассказ, чтение художественной литературы, рассматривание репродукции и картинок, знакомство с предметами декоративно – прикладного искусства.
2. методы организации деятельности, общении, опыта поведения: игровые воспитательные ситуации, например, приучение, упражнение, совместная деятельность со взрослым и детьми в разных режимных моментах и др.
3. методы стимулирования и мотивации деятельности и поведения: поощрение, наказание и соревнование.
4. методы контроля, самоконтроля и самооценки деятельности и поведения: вопросы, анализ поступков персонажей художественной литературы, оценка поступков сверстников, самооценка, оценка поступков взрослого и др. - создание условий для психологического и эмоционального комфорта воспитанников;
- поощрение детей;
- игровые приемы в работе с детьми;
- развитие и поддержание познавательного интереса детей;
- моделирование и схематизация;
- воображаемая ситуация
- придумывание сказок
- сюрпризные моменты и элементы новизны
- юмор и шутка
- сочетание разнообразных средств на одном занятии и др.
Для осознания важности сохранения правильной осанки проводим познавательные занятия, на которых дети знакомятся с влиянием положения плеч и головы (когда плечи расправлены, лопатки сведены, как можно ближе друг к другу) на состояние грудной клетки, функционирование органов и систем.
- «змейка»
- на мячах
На физкультурных занятиях включаем в комплексупражнения с разными исходными положениями.
- на животе
- на спине
- на коленях
- на четвереньках
Упражнения :
- в висе
- для мышц плеч «Слон»
- для снятия мышечного упражнения «Пружинка»
Для уточнения, закрепления умений по сохранению своей правильной осанки и оценивания можно провести игры «Волшебные елочки». «Скульптор», «Чья фотография лучше», «Не урони», «Тише едешь – дальше будешь»
Ритмические танцы.
- «Зарядка для хвоста»
- «Обезьянки»
ДОУ создает материальную базу для формирования правильной осанки, осуществляет контроль поз детей, включение самого ребенка в формирование правильной осанки. Однако добиться положительного результата можно лишь в том случае, если эту работу продолжат в семьях воспитанников.
Семья – это среда, где формируется здоровье ребенка, поэтому мы выстраивали работу с родителями в тесном контакте.
В работе с родителями мы используем такие формы как :
• Родительские собрания в нетрадиционной форме
• Пропаганда здорового образа жизни- пропаганда организации двигательной активности детей к физическим упражнениям, используя ходьбу на лыжах, катание на коньках, езду на велосипеде.
• Консультации о профилактики по формированию правильной осанки
• Семейный опыт
• Беседы: - как приучить ребенка делать зарядку; - знакомство с комплексом корректирующей гимнастики.
• Анкетирование
• Совместные игры и развлечения
• Дни здоровья
• Информационные стенды (консультации поподбору физических упражнений для укреплениясилы мышц спины,силы боковых мышц туловища,выносливости мышц живота)
• Газета для родителей
• Просмотр занятий, режимных моментов
• Фотовыставка о проведении развлечения
• Изготовление поделок (нестандартного физического оборудования)
Результат: родители принимавшие участие в мероприятиях детского сада, можно отметить, что от пассивного принятие ситуации они перешли к реальным действиям.
Результаты проделанной работы:
1. Расширились знания детей о представлении правильных поз
2. Удерживать позу
3. Дети стали более осознано и бережно относится к своему организму и здоровью
4. Возрос опыт и интерес родителей к оздоровлению детей
Задачи на будущее:
1. Продолжать работу по формированию правильной осанки детей
2. Пополнить среду нестандартным оборудованием для формирования правильной осанки
3. Сделать подборку упражнений для детей по формированию правильной осанки.
4. Продолжать работу по взаимодействию с родителями по физическому развитию и оздоровлению детей.