света копылова
Роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхательные и голосовые упражнения
Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на всех детей. Цель дыхательных упражнений – формирование правильного диафрагмального дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.
Публикация «Роль дыхательных упражнений в профилактике простудных заболеваний» размещена в разделах
У детей, страдающих речевыми нарушениями, а также у часто болеющих необходимо сначала сформировать правильное физиологическое дыхание. Кроме того, таким детям трудно на одном выдохе произносить длинные фразы, что часто приводит к нарушению плавности речи (ребёнок вынужден «добирать» воздух посередине фразы).
Работа над дыханием может предварять пение песен, но может быть и самостоятельным видом работы на занятиях.
Сначала дыхательные упражнения выполняются лёжа (в этом положении легче правильно дышать, держать паузу, а затем в положении сидя и стоя.
Профилактические упражнения для верхних дыхательных путей
Цель. Научить детей дышать через нос, подготовить их к выполнению более сложных дыхательных упражнений.
Задачи.
Повысить жизненный тонус и сопротивляемость, закаленность, устойчивость организма к заболеваниям дыхательной системы. Развивать дыхательную мускулатуру, увеличивать подвижность грудной клетки, улучшать лимфо- и кровообращение в легких.
Основные правила. 1. Дышать с удовольствием: положительные эмоции сами по себе имеют значительный оздоровительный эффект. 2. Концентрировать внимание на дыхательном упражнении – это увеличивает его положительное действие. 3. Дышать медленно для насыщения организма кислородом. 4. Дышать носом.
Для ослабленного детского организма правильное дыхание, которое способствует развитию и укреплению грудной клетки, является залогом оздоровления.
Физиологическое дыхание
«Поиграем животиками»
В положении лёжа на спине дети кладут руки на живот, делают глубокий вдох – живот надувают, затем делают выдох – живот втягивают. Можно положить на живот игрушку среднего размера – когда ребёнок вдохнёт, игрушка вместе с животом поднимется, а на выдохе, наоборот, опустится (предложить «покачать на качелях» игрушку; «поплавать на лодочке по морю-океану»).
«Песенка без слов»
Сделав вдох через нос, ребёнок постепенно и медленно выдыхает воздух через рот, произнося звук «а» (без голоса). Выдох контролируется: левая рука на животе (живот втягивается, правую руку надо поднести ко рту тыльной стороной ладони, чтобы почувствовать теплую воздушную струю.
Фонационное дыхание
Дыхательные упражнения в сочетании с речью способствуют развитию речевого дыхания, которое, в отличие от физиологического, характеризуется коротким глубоким вдохом и длительным выдохом – во время него и происходит речевое высказывание. В качестве речевого материала на занятиях используются сначала отдельные гласные звуки, затем слоги, слова и, наконец, фразы. По мере выполнения упражнений по развитию речевого дыхания продолжительность речевого выдоха возрастает.
«Прялица»
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепотку, у левой щеки, а затем начинают опускать ведущую руку вниз, имитируя движения плетения пряжи, одновременно пропевая гласный звук («тянут длинную нить»). Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую звуковую ниточку (до 1 секунды, а затем длинную звуковую нить (от 3 до 6 секунд).
Дыхательное упражнение «Лягушка»
Дети стоят: ноги – на ширине ступни, руки опущены вниз.
Воспитатель
Мы – лягушки-кваксы,
Ночь чернее ваксы.
Шелестит трава –
«Ква-ква-ква».
Глубокий вдох через нос – задержка дыхания, быстрый выдох ртом с произношением слова «ква».
Больше, больше страсти!
Громче! Раз и два – «ква-ква-ква».
То же самое, но громче.
Красным помидором
Месяц встал над бором.
Гукает сова: «Ква-ква-ква».
Под ногами кочки,
У пруда цветочки.
В небе синева –
«Ква-ква-ква».
Месяц лезет выше,
Тише, тише, тише…
Чуть-чуть, чуть-едва:
«Ква-ква-ква».
Глубокий вдох через нос, задержка дыхания, медленный выдох.
После концерта стали лягушки ловить комаров. А комары хитрые: не боятся никого, только кусаются. Давайте и мы поймаем комара