Верзакова Татьяна Валерьевна
Роль дидактической игры в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Роль дидактической игры в процессе формирования математических представлений у детей дошкольного возраста»
Развитие элементарных математических представлений — это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии Законом «Об образовании» дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе
Темочки:
- Дидактические игры
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
Формирование элементарных математических представлений в дошкольном возрасте должно эффективно включать в себя как определенный уровень общего психического развития ребенка, так и его собственно математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей кругом необходимых представлений, доступных понятий, отношений, зависимостей (количество, число, порядок, равенство — неравенство, целое — часть, величина — мера и др., а также некоторых умений и навыков (счет, измерение, классификация и др.). При этом значительное внимание должно уделяться формированию и развитию психических процессов, таких как память, внимание, словесно-логическое мышление, зрительно — пространственное и слуховое восприятие.
Применительно к формированию математических представлений дидактическая игра как нельзя лучше подходит для усвоения начальных математических понятий. Каждая дидактическая игра состоит из познавательного содержания, игрового задания, игровых действий, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий и преодоления трудностей.
Вопросам развития математических представлений детей дошкольного возраста посвящены работы следующих авторов: В. В. Абашина, Л. И. Вахрушева, В. В. Данилова, Е. С. Демина, О. А. Еник, Л. И. Ермолаева, Т. И. Иванова, Е. Э. Кочурова, И. А. Попов и др.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения. Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами;
2. Игры путешествия во времени;
3. Игры на ориентировку в пространстве;
4. Игры с геометрическими фигурами;
5. Игры на логическое мышление;
Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также - игровых заданий, игровых действий и организационных отношений.
1. Игры с цифрами и числами (К первой группе игр относится обучение детей счету в прямом и обратном порядке. Используя сказочный сюжет, дети знакомятся с образованием всех чисел в пределах 10, путем сравнивания равных и неравных групп предметов. Сравниваются две группы предметов, расположенные то на нижней, то на верхней полоске счетной линейки. Это делается для того, чтобы у детей не возникало ошибочное представление о том, что большее число всегда находится на верхней полосе, а меньшее на – нижней. Играя в такие дидактические игры как "Какой цифры не стало?", "Сколько?", "Путаница?", "Исправь ошибку", "Убираем цифры", "Назови соседей", дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия. Дидактические игры, такие как "Задумай число", "Число как тебя зовут?", "Составь табличку", "Составь цифру", "Кто первый назовет, которой игрушки не стало?" и многие другие используются на занятиях в свободное время, с целью развития у детей внимания, памяти, мышления
2. Игры путешествия во времени (игры – путешествие во времени)
служит для знакомства детей с днями недели, названиями месяцев, их последовательностью, игра с мячом «Когда это бывает?» «Сутки», игра «Четвертый лишний», «Назови скорее», «Назови пропущенное слово», работа с часами «Времена года», «Круглый год» и др.
Для закрепления знаний о временных отрезках используются малые жанры устного народного творчества (загадки, пословицы, поговорки) и художественные произведения, содержащие временные категории
3. Игры на ориентировку в пространстве
Пространственные представления детей постоянно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. При помощи дидактических игр и упражнений дети овладевают умением определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Например, справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. Для того, чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше, используются предметные игры с появлением какого-либо сказочного героя. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственного ориентирования у детей : "Составь картинку", "Найди похожую", "Расскажи про свой узор", "Мастерская ковров", "Художник", "Цветные ладошки ", "Путешествие по комнате" и многие другие игры.
4. Игры с геометрическими фигурами
В игре «Сложи фигуру» дети по образцу выкладывают из счетных палочек или геометрических фигур какое - либо изображение или предмет. Игра «Найди лишнюю фигуру» не только помогает закрепить геометрические фигуры, но и развивает словесно — логическое мышление, игра "Геометрическая мозаика" используется с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, развития внимания и воображения у детей. В игре «Угадай наощупь» у детей параллельно со знаниями о геометрических фигурах развиваются и закрепляются сенсорные ощущения, также для развития мышления и воображения ребенка используют игру-головоломку «Танграм», «Пентамино»
5. Игры на логическое мышление.
Существует множество дидактических игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Это такие игры как "Найди нестандартную фигуру, чем отличаются?", «Найди лишнюю фигуру», «Найди недостающую фигуру», «Продолжи ряд», «Подбери фигуру», задания на нахождение пропущенной фигуры, продолжения ряды фигур, знаков, на поиск чисел. После того, как дети научатся выполнять такие упражнения, задания для них усложняются.
Дидактические игры носят развивающий эффект, поэтому они необходимы в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой воспитанники глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир. Они позволяют расширять знания дошкольников, закреплять их представления о количестве, величине, геометрических фигурах, учат ориентироваться в пространстве и во времени.