Светлана СТЕЛЬМАХ
Роль белорусского фольклора в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника
▼ Скачать + Заказать документы
Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. Проходят годы, пролетают столетия, сменяются социальные формации, условия жизни, но навсегда остаются заботы о воспитании молодого поколения, привитие у него любви к своей Родине, воспитание маленького гражданина своей страны.
Публикация «Роль белорусского фольклора в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника» размещена в разделах
- Беларусь. Республика Беларусь
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Народная культура, фольклор
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Темочки
Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.
Белорусский фольклор – душа белорусского искусства, белорусской музыки. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкаснется с ним ребенок, тем лучше. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, а также через музыку воспитать хорошего, благородного человека.
Взрослые на протяжении многих поколений создавали для детей свой особый фольклор, который, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки.
В детском саду широко включены в жизнь детей произведения народного творчества – детский фольклор, в различных видах деятельности ребенка (в воспитательно-образовательной и повседневной жизни).
Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на развитие игровой деятельности, а в ней и на развитие речи и на духовное обогащение. Для этого можно использовать хороводные игры: «Ах ты, коцiнька-каток», «Мышка-мышка, дзе была?», «Iшла каза», для детей постарше «Мы пасадзім грушку”, “Усім, Надзейка, раскажы”, «Мы вясну гукаем», «Лянок». Также перед началом игры можно обращаться к считалкам, чтобы выбрать либо ведущего, либо игрока, с которого начнется игра.
Ехала машына
на бабаруйскай шыне.
Тая шына не стрывала,
гуму ў дзіркі разадрала.
Дзе дамкрат і дзе ключы
Ставіць кола будзеш ты!
Поэтому вся познавательная деятельность (особенно для младшего дошкольного возраста) вмещает в себя игровые элементы, в которых используют потешки, загадки, пальчиковую гимнастику, скороговорки, в зависимости от образовательной деятельности: «Ладкi-ладком», «Баю-баiнькi, баю», «Кую-кую ножку», «Бычок», «Вожык», «Сарока-варона», «Божая кароука», «Iшла каза», «А ты, каток шэры», «Кукарэку, певунок».
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Благодаря этим веселым стишкам и песенка ребенок быстрее и легче овладеет своим родным языком, а формирование культурно-гигиенических навыков превратится не только в выполнение указаний взрослого, а ещё и вызовет интерес и радость, желание повторить еще и ещё.
Кую, кую ножку,
Паеду ў дарожку,
Дарожка крывая,
Кабылка сляпая.
Еду, еду, еду,
Ніяк не даеду.
Прыпрагу сароку,
Паеду далёка,
У новай кашулі,
Да свайго дзядулі.
Дзед дасць піражочак
І сыра кусочак.
* * * *
Ку-ка-рэ-ку, певунок
Дзе пашыў ты кажушок?
Дзе пашыў ты, раскажы,
Нашым дзеткам пакажы.
- Сам пашыў я, сам надзеў,
І ў люстэрка паглядзеў.
Буду песенькі спяваць,
Разам з вамі танцаваць.
* * * *
Лес, палянка,
Горка, ямка,
А там халодная вадзіца.
(Взрослый гладит малыша по лобику, водит пальцем по носику и щекочет по ладошке, произнося эту потешку).
Белорусская народная музыка таит в себе большие потенциальные возможности морально-патриотического воспитания дошкольников. Используя народные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме происходит знакомство детей с обычаями и бытом белорусского народа, бережным отношением к природе, с культурным наследием предков.
Таким образом, произведения белорусского фольклора играют огромную роль в духовном развитии ребёнка дошкольного возраста, в его нравственно-патриотическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле, Родине и своему народу.