МААМ-картинки

Проект «Родословная куклы»

Анна Логовичева
Проект «Родословная куклы»
▼ Скачать + Заказать документы

Проект "Родословная куклы»

Проблема: По мнению В. М. Григорьевой - собирателя, организатора и "реставратора" народной игры - современные дети стали играть не меньше, а хуже: "Качество игр стремительно падает. Все больше примитивных игровых форм - шалостей, проказ, забав. Необходимо спасение и возрождение народных игр - генетического фонда игровой культуры каждого народа".

Публикация «Проект „Родословная куклы“» размещена в разделах

Анализ анкетирования родителей показал, что современный ребенок ориентирован на игрушки западных стран и не владеет достаточной информацией о народной кукле. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа.

Гипотеза: Если глубже познакомиться с историей возникновения кукол, их разнообразием и использованием в жизни, то каждый из нас сохранит чистоту души, доброту и отзывчивость

1. Задачи проекта : Познакомиться с происхождением слова «кукла».

2. Доказать, что куклы появились в нашей жизни очень давно.

3. Определить значимость куклы в жизни людей.

4. Собрать информацию о разнообразии кукол.

Цели проекта :

1. Обратить внимание детей на обыденные вещи, находящиеся рядом с нами.

2. Познакомить детей с историей создания кукол в разных странах (Россия, Япония, Европа).

3. Развивать познавательный интерес к истории создания вещей, окружающих человека.

4. Развивать речь детей (речь-описание, монолог, речь-доказательство).

5. Развивать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие.

6. Воспитывать бережное отношение к предметам, созданным руками человека.

Итог работы: Мини-музей кукол созданных своими руками.

I этап – накопление знаний

1. Опрос и мониторинг детей на тему «С какими куклами вы любите играть

2. Чтение глав из книги Горичева В. С. «Куклы».

3. Рассматривание иллюстраций в книгах и журналах.

4. Знакомство с историей появления кукол.

5. Консультация для родителей.

«Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

6. Домашнее задание: "Куклы ваших мам и бабушек" (беседы с родителями, рассматривание старых кукол, изготовление кукол совместно с детьми из различных материалов).

"Куклы разных народов"

1. Сюжетно-ролевые игры с куклами, "живущими" в нашей группе.

2. Знакомство с куклами Японии, Украины, Индии, Грузии, Прибалтики и т. д., национальные игры.

3. Особенности национальных костюмов народов разных стран.

II этап "Играем с куклами"

1. Знакомство с бумажными куклами. Рисуем и играем.

2. Лепим куклы из соленого теста.

3. Изготовление театральных кукол (перчаточных).

4. Игра с современными куклами (куклы Барби, роботы-трансформеры).

5. Игры с суклы-сувениры (фарфоровые, необычные, поющие и танцующие куклы).

III этап – результат. Организация "Музея кукол"

1. Знакомство с музейной работой.

2. Создаем свой музей кукол.

3. Совместная работа воспитателя и детей по созданию рекламного проспекта музея кукол.

4. Экскурсоводческая работа (дети-экскурсоводы) в музее кукол.

Результат опроса и мониторинга на тему «С какими куклами вы любите играть

Работая над проектом, провели исследование: С какими куклами предпочитают играть наши девочки? Опрос и тестирование показали, что:

– 60% девочек любят играть куклой Барби.

– 25% предпочитают куклу Беби–Бон.

– 10% выбирают куклу Братц.

– 5% играют пластмассовыми куклами. Дети всех поколений любят играть с куклой, и по-нашему исследованию видно, что в лидерах у современных детей кукла Барби и Беби-Бон.

ВМЕСТЕ С СЕМЬЁЙ.

Консультация для родителей.

«Народная кукла как средство приобщения к народной культуре»

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, все они сделаны фабричным способом, а значит, лишены тепла души их создателей. Мы же полагаем, что дети должны видеть не только игрушечных роботов и выпущенных большими тиражами кукол, но и игрушки, изготовленные руками мастера, который вложил в них свою душу, своё мастерство и свои мечты и желания. Каждая авторская кукла неповторима, у неё своя история и свой образ.

Кукла — самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное детям произведение искусства. Кукла - детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, тем самым подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она способна исполнять разные роли и часто становится другом и партнёром ребенка. Он действует с ней так, ему хочется, заставляя ее осуществлять свои, порой тайные, мечты и желания. Игра в куклы, таким образом, играет серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаенным эмоциям.

Цель работы. Способствовать единению семьи, приобщая к народной культуре через совместное творчество.

Задачи. Привлекать внимание к истории куклы, выделяя ее достоинства; развивать фантазию, вкус, творческое воображение. знакомить с элементарными приёмами рукоделия.

Формы. Консультация для родителей «Народная кукла как средство приобщения ребёнка к народной культуре». Домашнее задание для родителей «Изготовить куклу». Организация выставки самодельных кукол.

План. 1. Ознакомление с типологией кукол.

2. Описание современной куклы.

3. Сравнение традиционной куклы с игрушками массового производства.

4. Практические рекомендации для родителей.

Результаты. Обучая детей изготавливать традиционных кукол, мы убедились:

это увлекает как девочек, так и мальчиков. Для создания кукол использовали только лоскуты ткани и нитки. Наивность и отсутствие натурализма, с одной стороны, и богатая фантазия детей, нестандартность их мышления — с другой, дают возможность создавать замечательные кукольные образы. Радует результат — яркий, пестрый, праздничный кукольный хоровод. А главное, ценность традиционной куклы и ее прекрасная способность дарить детям радость не утрачены.

Типы традиционные кукол

Тряпичные куклы — это куклы, при изготовлении которых используют старинные техники и технологии. По назначению делятся на три группы: куклы-обереги, куклы игровые и обрядовые.

Куклы-обереги. У тряпичных кукол лицо не изображалось. Это связано с древними представлениями о кукле как о магическом предмете. Безликая кукла исполняла роль оберега. Отсутствие лица служило знаком того, что кукла — вещь неодушевленная, а значит, недоступная для вселения в нее злых сил. Оберег — как волшебное заклинание, спасающее человека от опасностей. За две недели до рождения ребенка будущая мать помещала такую куклу - оберег в колыбель. Кукольные платья шили не просто так, а со смыслом. В наряде обязательно должен был присутствовать красный цвет-цвет солнца, тепла, здоровья, радости. Считали также, что он обладает охранительным действием:

оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор тоже не был случайным. Каждый его элемент имел магическое значение, и узор должен был, как и кукла, оберегать ребенка. На кукольном платье вышивали круги, кресты, розетки — знаки солнца, женские фигурки и фигурки оленей символы плодородия, волнообразные линии — знак воды, горизонтальные линии знак земли, ромбики с точками внутри символ засеянного поля, вертикальные линии — знаки дерева, вечно живой природы. Как правило, такие куклы были небольшого размера и разного цвета, это развивало зрение младенца. Куклу-оберег вешали над изголовьем кровати. Верили, что она отгоняет дурные сны. В подарок на именины делали ангелочка.

Игровые куклы предназначались для детских забав. Они были сшивными и свернутыми. Свернутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, который затем перевязывали веревкой. Потом к палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду. К свернутым куклам относятся и куклы-закрутки, которые изготавливались так: туловище кусок ткани, закрученный вокруг своей оси и скрепленный ниткой. Так же делали руки, а небольшой шарик-голову с помощью нитки прикрепляли к туловищу.

Считается, что наиболее Древней среди традиционных свернутых кукол была кукла-полено и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную одежду. Позднее появилась более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры, кусок ткани, свернутый в «скалку» тщательно обтянуто льняной тряпицей, коса волосяная, грудь из набитых ватой шариков. Наиболее простой куклой считается барыня. Ее делали для самых маленьких. Сначала изготавливали туловище, покрывали его белой тканью, перевязывали в трех местах, затем брали лоскут, покрывали им часть туловища, перевязывали его, отделяя голову. Остатки ткани по бокам разрезали и заплетали косички — руки. На куклу надевали юбку, передник, на голову повязывали косынку.

Обрядовые куклы. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение. Считалось, что если в доме есть сделанная своими руками кукла плодородие, то будет достаток и хороший урожай.

Покосница изображала женщину во время сенокоса. Масленицу делали из соломы или лила, но обязательно использовали дерево — тонкий ствол березы. Солома, как и дерево, олицетворяла буйную силу растительности. Одежда на кукле должна быть с растительным рисунком. В Тульской губернии, например, Масленица изготовлялась в человеческий рост, из лыка или соломы. Ее закрепляли на крестовине из дерева. Куклу украшали лентами, искусственными цветами. На руки ее ставили посуду, использовавшуюся при приготовлении блинов, вешали тесемки, завязывая которые люди загадывали желания. Эти тесемки, чтобы желания сбылись, должны были сгореть вместе с куклой.

Современная кукла

Современная кукла имеет детские пропорции. Она хлопает огромными глазами и пышет румянцем. Ее одевают как в детские, так и во взрослые одежды. С появлением Барби в кукольном мире произошел переворот. Девочки с восторгом приняли новую игрушку, потому что ее внешние данные отвечали их представлению о прекрасном. Но Барби существует только в окружении собственных вещей. Для нее надо приобретать мебель, дом, потом бассейн, автомобиль, друга, и так до бесконечности. Барби продукт общества потребления. Она бездушна и инфантильна. Действуя с такой куклой, ребенок сам превращается в бездушную куклу, играющую на сцене жизни по законам общества потребления.

Сравнение традиционной народной игрушки,

с игрушкой массового производства

Как у традиционной куклы, так и у современной куклы массового производства есть свои преимущества и свои недостатки. Традиционная тряпичная русская кукла была безликой, что позволяло мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать, в каком настроении находится кукла и каков ее характер. Преимуществами такой куклы были ее быстрое изготовление, своеобразие и неповторимость. Такая добротно и ладно сшитая кукла считалась хорошим подарком и рассматривалась как эталон рукоделия. По ней судили о вкусе и мастерстве хозяйки. Недостатком тряпичной куклы было то, что ее нельзя было помыть, причесать и одеть в новую одежду, потому что костюм, как правило, с куклы никогда не снимали. Преимущество современной куклы в том, что она долговечна. Ее можно мыть, расчесывать, переодевать в разную одежду. Кукла может менять профессию: врач, космонавт, пожарный и т. д. Она изготавливается и продается вместе с соответствующими аксессуарами; например, Барби с набором кухонной утвари называется «Барби повар». У современных кукол голова, руки, ноги и талия могут сгибаться. Их недостаток — они не индивидуальны, а внедрены в массовое производство. Они притупляют у детей вкус и фантазию и не приучают их к труду и рукоделию.

Повторим, куклы не только игрушки, но и близкие друзья. Они похожи на людей. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие. Но главное в этих играх - эмоциональный контакт. дети не просто привыкают к куклам — они привязываются к ним как к живым существам и болезненно расстаются с ними. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше ее помыть, причесать, сшить для нее новую одежду. Все эти действия — уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду — это уроки хорошего вкуса и художественных ремесел. Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования, подарком. Если очень захотеть, то каждый может сделать свою куклу, не ограничивая себя в своих фантазиях. У нее будет свой характер, своя яркая индивидуальность.

Конспект занятия

"Куклы, в которые мы играем”

Цель:

Расширить и уточнить представления детей об истории создания кукол, познакомить с коллекциями различных кукол, с куклами разных народов; развивать монологическую речь детей и речь-доказательство, продолжать учить составлять описательные рассказы; развивать познавательный интерес, воспитывать эстетическое восприятие.

Методические приё мы:

1. Дети находятся в музее, где собраны разные коллекции кукол. Беседа об истории кукол, о первых куклах.

Вопросы к детям:

- Как появились куклы?

- Какие они были? Из чего сделаны?

2. Первая коллекция – коллекция кукол прошлого века

Предложить детям рассказать об этой коллекции гостям: из чего делали кукол в XX веке, чем они похожи друг на друга, в какую одежду одеты, как, в какие игры можно играть с этими куклами, какими куклами играли мамы, бабушки.

Воспитатель показывает детям куклу начала 50-х годов XX века, дети рассматривают ее, рассказывают, из чего она сделана. Воспитатель сообщает, что куклу зовут Леля, и спрашивает, почему кукол часто называют Ляля, Леля (это повелось с тех времён, когда у древних славян была богиня любви Лада, которую ласково называли Ляля).

3. Вторая коллекция – современные куклы

Предложить детям рассказать, как называются эти куклы, почему их называют Барби (так звали первую куклу этого типа, похожи ли эти куклы на старых кукол, чем отличаются. В этой же коллекции представлены куклы для мальчиков : трансформеры. Мальчики рассказывают, чем интересны эти куклы, как можно с ними играть, нравятся ли им эти игрушки.

4. Коллекция - коллекция театральных кукол

Дети рассматривают куклы Би-Ба-Бо (перчаточные, рассказывают, как с ними играть, любят ли они с ними играть, каких еще театральных кукол они знают.

Вниманию детей предлагаются две новые большие объёмные театральные куклы : Баба Яга и Снегурочка. Дети рассматривают их, определяют, как с ними нужно действовать, разыгрывают сценку-диалог доброй Бабы Яги и Снегурочки.

Воспитатель предлагает вспомнить, какие еще бывают театральные куклы (рассказ о вьетнамских куклах-марионетках).

Воспитатель предлагает детям решить кроссворд по произведению А. Толстого "Золотой ключик или приключения Буратино”, вниманию детей предлагается новая кукла-марионетка Арлекин (персонаж из "Золотого ключика”).

5. Коллекция сувенирных кукол

Эта коллекция разделена на три: куклы народов мира, необычные куклы, фарфоровые куклы.

Дети рассматривают необычные сувенирные куклы из фарфора, соломы, поролона, волокон льна, кукол в национальных костюмах (русская, грузинская, японская).

Вопросы к детям:

Как назвать эти куклы одним словом?

Для чего эти куклы?

Какая нравится больше всего? Почему?

6. Коллекция бумажных кукол

Рассматриваем коллекцию плоскостных бумажных фабричных кукол.

Вопросы к детям:

Нравятся ли эти куклы?

Почему любите играть с ними?

С какими интереснее играть: с самодельными или фабричными?

Вниманию детей предлагается коллекция двусторонних бумажных кукол в национальных костюмах. После знакомства с этой коллекцией дети приступают к работе в дизайн-студии: "одевают” плоскостные бумажные куклы в национальные костюмы, детали которых дети подбирают из готовых форм, дорисовывают, вырезают, подклеивают. Получилась ещё одна коллекция бумажных кукол, созданная детьми.

7. Экскурсия по музею завершена. Дети увидели много интересных, необычных, красивых кукол. Воспитатель предлагает детям представить себе самую красивую, самую интересную, самую замечательную куклу, которую они бы хотели иметь в своём музее. После обсуждения облика этой чудесной "незнакомки” воспитатель сообщает, что такую красавицу детский сад подарил для нашей группы и показывает куклу-принцессу. Дети рассматривают куклу, её одежду, определяют, в какую коллекцию будет помещена эта кукла (сувенирная коллекция).

Публикации по теме:

Исследовательский проект «Моя семья, моя родословная» в подготовительной группе Интерес к своим корням, своему прошлому, знание того, того, откуда ты родом, необходимо формировать с детства. Для дошкольников эта тема.

Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группеКонспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Конспект НОД «Моя родословная» в подготовительной группе Цель: Создать условие.

Педагогический проект «Путешествие в мир куклы»Педагогический проект «Путешествие в мир куклы» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 57 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара. Педагогический проект.

Фотоотчёт «Проект «Бабушкины куклы»Фотоотчёт «Проект «Бабушкины куклы» Вид проекта: информационно-познавательный,творческий. Продолжительность:краткосрочный. Участники проекта:дети подготовительной группы,.

Проект «Я и моя родословная»Проект «Я и моя родословная» Проект: "Я и моя родословная" ДЕВИЗ ПРОЕКТА: "Кто своего родства не знает, тот сам себя не уважает, а кто родни своей стыдится, тот через.

Проект «Моя родословная» во 2 классе Проект «Моя родословная» Ковалёва Милана Вадимовна учащаяся 2 класса МБОУ «Золотонивская СШ» Научный руководитель Пурклова Наталья Сергеевна.

Итоговое мероприятие проекта «Моя семья. Моя родословная» в средней группеИтоговое мероприятие проекта «Моя семья. Моя родословная» в средней группе Проект на тему «Моя семья. Моя родословная» в средней группе. Итоговое мероприятие. Цель: воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям,.

Проект по куклотерапии «Куклы и мы»Проект по куклотерапии «Куклы и мы» В данном проекте происходит интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое.

Работа над проектом «Родословная моей семьи»Работа над проектом «Родословная моей семьи» Дорогие коллеги, друзья и гости моей странички, здравствуйте! Сегодня в международный день семьи разрешите представить Вашему вниманию материал,.

Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося)Родословная моей семьи (исследовательская работа учащегося) Накануне Дня семьи ежегодно проводится много различных интересных мероприятий, направленных на воспитание у подрастающего поколения ценностного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Родословная куклы»
Опубликовано: 14 ноября 2022 в 16:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект «Родословная куклы»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Логовичева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД