надежда ларионова
Родительское собрание как форма взаимодействия с семьей воспитанников дошкольного учреждения
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Воспитание здоровой личности в среде социума несёт собой много трудностей и вопросов, решение которых зависит от тесноты и доверительности контакта родительской общественности и детского дошкольного образовательного учреждения. Тесное взаимодействие семьи и педагогического коллектива детского сада способствует гармоничному развитию личности ребёнка.
Ключевые слова: cемья, актуальность, общение, принципы, основные условия, этапы, направление, эффективность.
Публикация «Родительское собрание как форма взаимодействия с семьей воспитанников дошкольного учреждения» размещена в разделах
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский. [3]
Семья – уникальный и пока единственный социальный институт воспитания. Ни один общественный, государственный, социальный институт, как бы гуманно он не был устроен, сегодня не в состоянии реально решить проблему психологического одиночества современного человека.
На современном этапе поиск новых форм и методов взаимодействия с семьей – один из актуальных вопросов педагогики.
Актуальность проблемы состоит в том, что детский сад является первым воспитательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения зависит уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания детей, и детский сад в своей работе должен служить образцом такого воспитания.
Общение с родителями – залог успешной деятельности ДОУ. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями – залог успешной деятельности ДОУ [1, c.39].
Как показывает опыт, именно эта форма связана с различными трудностями. Иногда воспитатели не умеют грамотно выстроить беседу, найти для нее необходимое содержаниеи формы, выбрать методы активизации родителей. Педагоги с небольшим опытом работы иногда боятся, что родители им могут задать вопрос, на который они не знают ответа.
Бывает, что причина трудностей в общении кроются в позиции самих родителей. Некоторые из них допускают ошибки в воспитании, но не хотят их видеть, исправлять; другие считают, что заниматься воспитанием ребенка должны педагоги, поскольку «это их обязанность». Иногда общение ограничивается взаимными претензиями.
В настоящее время общение педагога с родителями строится на принципах доверия, диалога, партнерства, учета интересов родителей и их опыта в воспитании детей. Педагоги прошлого – К. Д. Ушинский, Е. Н. Водовозова, Л. Н. Толстой и другие – говорили о необходимости приобретения родителями педагогических знаний, о важности и целесообразности семейного воспитания, о необходимости сочетания знания и опыта. Воспитатель ежедневно общается с детьми и родителям, видит проблемы, трудности, а также положительный опыт каждой семьи [2, с. 3].
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями в рамках новой философии необходимо соблюдать основные принципы:
- открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
- диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
- изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
- открытость детского сада семье;
- ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
Работу с родителями следует строить, придерживаясь следующих этапов.
Продумывание содержания и форм работы с родителями. Проведение экспресс - опроса с целью изучения их потребностей. Важно не только сообщить родителю о том, что ДОУ хочет делать с его ребенком, но и узнать, чего он ждет от ДОУ. При этом необходимо учитывать, что некоторые родители предпочитают сами заниматься с ребёнком, а детский сад рассматривают только как среду для игрового общения своего сына или дочки. Полученные данные следует использовать для дальнейшей работы.
Установление между воспитателями и родителями доброжелательных отношений с установкой на будущее деловое сотрудничество. Необходимо заинтересовать родителей той работой, которую предполагается с ними проводить, сформировать у них положительный образ ребенка.
Формирование у родителей более полного образа своего ребенка и правильного его восприятия посредством сообщения им знаний, информации, которые невозможно получить в семье и которые оказываются неожиданными и интересными для них. Это может быть информация о некоторых особенностях общения ребенка со сверстниками, его отношении к труду, достижениях в продуктивных видах деятельности.
Ознакомление педагога с проблемами семьи в воспитании ребенка. На этом этапе воспитатели вступают в диалог с родителями, которые играют здесь активную роль, рассказывая во время посещения семьи воспитателем не только о положительном, но и о трудностях, тревогах, отрицательном в поведении ребенка.
Совместное с взрослыми исследование и формирование личности ребенка. На данном этапе планируется конкретное содержание работы, выбираются формы сотрудничества [3].
Работа с родителями в детском саду подразделяется на несколько направлений:
Индивидуально ориентированная:
- беседа.
- консультация.
- занятие (занятие специалиста с ребёнком и родителем одновременно).
Ориентированная на интересы родителей и детей (к сожалению, не все родители принимают участие в подобных мероприятиях) :
- совместная прогулка, экскурсия.
- ролевая или дидактическая игра.
- открытое занятие.
- иные мероприятия, проводимые с детьми и их родителями.
Официально регламентированная деятельность:
- родительские собрания, присутствие на которых всех родителей или законных представителей регламентируется Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (Гл. 4, ст. 44, п 4.2).
- беседа с администрацией (чаще всего в её основе лежит проблема, которую невозможно решить на уровне группы)[4].
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
- повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Заключение. Проведение работы с родителями в детском саду может проходить в различных формах с использованием множества методов. Но только активное взаимодействие семьи и ДОУ формирует всесторонне развитую, здоровую физически и морально личность каждого ребёнка.
Литература:
1. Взаимодействие с родителями в условиях проектной деятельности: сборник методических материалов / Сост. Ю. Н. Соловьёва / Под ред. М. Я. Никитенко. – Йошкар – Ола: ГБОУ ДПО (ПК) С «Марийский институт образования», 2013. – 144 с.
2. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие/ О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – 4-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2011. – 128с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
3. Мехелева С. З. Современные формы работы с родителями в дошкольном учреждении. URL : https://www.art-talant.org/publikacii/19458-sovremennye-formy-raboty-s-roditelyami-v-doshkolynom-uchreghdenii , 2019.
4. Сальникова Г. Р. Взаимодействие семьи и детского сада. URL : https://melkie.net/rabota-s-roditelyami/rabota-s-roditelyami-v-detskom-sadu.html, 2017.