Казанская Наталья
Рекомендации по развитию связной речи у детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по развитию связной речи у детей 4–5 лет
"Все задачи развития речи детей дошкольного возраста (обогащение словарного запаса, формирование грамматического строя речи, звуковая культура) не достигнут своей цели, если не найдут завершающего выражения в развитии связной речи". /Ушакова О. С. /
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.
С развитием компьютерных технологий такая проблема, как электронная зависимость детей становится все более актуальной.
Связь «Компьютер - ребенок» год от года упрочняется. Это приводит к тому, что общение в виртуальном мире, компьютерные игры заменяют живое общение и совместные игры.
Как показывают исследования, около 25 % детей 4-х лет имеют нарушения речевого развития. За последние два десятилетия произошел рост речевой патологии более, чем в 6 раз.
В настоящее время проблемы, связанные с процессом развития связной речи являются центральной задачей речевого воспитания детей. Это, прежде всего, связано с её социальной значимостью и ролью формирования личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности.
Под связной речью понимается развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно, грамматически правильно.
Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества. Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные («мяч – это игрушка, в него играют», начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова (существительные с обобщающим значением – мебель, одежда, обувь и т. п.). Дошкольники 4-5лет осваивают разные типы высказываний – описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона речи, т. е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи. В речи детей пятого года жизни встречаются следующие несовершенства: не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки; у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность; имеются недостатки в освоении грамматических правил речи (согласования существительных и прилагательных в роде и числе, употреблении родительного падежа множественного числа). Речь детей 4-5 лет отличается неустойчивостью. Дети могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако, объяснение значения слова у многих вызывает затруднения. Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование. Возникают сложности в соблюдении структуры и последовательности изложения.
ВАЖНО ПОМНИТЬ О ТОМ, что речь не передается по наследству. Ребенок перенимает опыт речевого общения у окружающих его взрослых (и прежде всего родителей, т. е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей ребенка речевой среды. Поэтому так важно, чтобы дома он слышал правильную, грамотную речь. Важной стороной речевого развития является правильное произношение звуков. Ошибки в произношении – основа многих школьных трудностей. Кроме того, дети с нечеткой речью не уверены в себе, неохотно вступают в общение со сверстниками и взрослыми. Ребенок 4-5 лет должен правильно произносить все звуки.
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. Постарайтесь во время совместных прогулок с детьми обращать их внимание на значимые для человека объекты: магазины, школы. Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-5лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т. д.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор.» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья.» К этому возрасту дети обычно хорошо усваивают названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.). Когда вы, вместе с ребенком, рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек.» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента.» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?.
Для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений.
Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Все это происходит постепенно. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед.», а ребенок ее заканчивает: "да баба"; взрослый: «И была у них.», ребенок: "курочка Ряба" и т. д. Позднее можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика». — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д. Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно.
Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки. Четырех-пятилетнему можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков. Получаются описания игрушек — можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — елочка — корзинка — грибок — ежик.). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. Первоначально можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий ребенку.
Дети 4-5 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте.
Попробуйте предложить им творческие задания:
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по в парке, смотрели праздничный салют, отмечали день рождения. По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
Таким образом, для развития и совершенствования связной речи детей необходима системная работа, которая будет включать в себя разнообразные игровые ситуации, дидактические игры; беседы; творческие задания. И вы, родители, можете внести неоценимый вклад в становление такого важного компонента речевой деятельности, как связная речь.