Маратканова Валерия
«Рефлексивный круг» или создание комфортного психологического климата в детском коллективе
▼ Скачать + Заказать документы
Название "рефлексивный круг" происходит от слова рефлексия.
Рефлексия — способность сознательно обращать внимание на свои мысли, эмоции и поведение, оценивать принятые решения и перспективы.
Зачем детей учить рефлексии? По-другому, рефлексия – это самоанализ, который позволяет обращать внимание ребенка на свои поступки, чувства, эмоции, поведение, анализировать решения, которые дети обсуждают в группе и принимают совместно с воспитателем. Рефлексия позволяет развивать речь, критическое мышление, словесно-логическое мышление. Обсуждение в младших группах может занимать от 5 до 10 минут и менее, а в подготовительной к школе — 10-20 минут.
Публикация «„Рефлексивный круг“ или создание комфортного психологического климата в детском коллективе» размещена в разделах
В проведении круга применяются игрушки-помощники. Они могут быть разными для разного обсуждения: сова – размышляем, клубочек с ниточкой - беседуем о дружбе, кубик эмоций и т. д. Сама игрушка будет настраивать на нужный лад. Еще одна функция игрушки – это внешнее подкрепление внимания ребенка. Дошкольникам сложно сохранить устойчивое внимание, они будут отвлекаться, а игрушка приковывает интерес и позволяет соблюдать правило «Говорит лишь тот, у кого в руках игрушка».
Начало и окончание рефлексивного круга можно обозначать звуковым сигналом, например, колокольчиком. Для разговора про эмоции и поведение можно использовать мешочки злости, коробочки плохого настроения, шкатулки добрых дел. Эти предметы дети передают друг другу во время разговора про чувства «складывая» в них эмоции. Желательно, чтобы круг, образованный детьми, находился всегда в одном и том же месте, так как дети через два-три месяца привыкают обсуждать свои проблемы в кругу и сами без присутствия воспитателя пользуются этой технологией для обсуждения своих проблем. Педагогу важно помнить о том, что не следует прерывать и перебивать ребёнка, давать какие-либо оценки типа: «молодец», «умница», «нельзя», «ПЛОХОЙ»
Правила «Рефлексивного круга» для детей:
1. Говорит только тот, у кого в руках предмет
2. Если не хочешь говорить, можешь пропустить свою очередь
3. Не повторять то, что кто-то уже сказал; -не уходить из «круга», пока он не закончится.
4. Для воспитателя: не давать оценку высказываниям детей, только интонацией подчеркнуть то или иное высказывание; стараться комментировать каждое высказывание детей, развивая их суждения дальше.
Таким образом, рефлексивный круг является эффективной технологией для создание психологически комфортного климата в детском коллективе. Перед началом «круга» дети берутся за руки и говорят речёвку, а затем садятся в круг.