Приложение МААМ

Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (1 фото)

Ольга Акименко
Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
▼ Скачать + Заказать документы

«Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Солнышко

городского округа г. Урюпинск Волгоградской области

Акименко Ольга Николаевна

«Мир, окружающий ребенка, — это, прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. А. Сухомлинский.

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким. Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. В современном дошкольном образовании речь рассматривается как одна из основ воспитания и обучения детей. Речь – это инструмент развития высших отделов психики. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

В речи наших детей существуют множественные проблемы, поэтому педагогическое воздействие при развитии речи ребенка – очень сложное дело: необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях окружающей жизни.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

Экологическое воспитание тесно связано с развитием речи. Ребёнок познаёт окружающий мир, формируются знания, и развивается речь.

Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития ребенка. Продуманная организация обучения, прогулок, специальных наблюдений развивает речь, их мышление, способность видеть и чувствовать красочное многообразие природы, замечать большие и маленькие изменения в окружающем мире.

В своей практике, взяв в основу мнения разных педагогов, изменяя и дополняя для получения положительного результата, я использую как традиционные, так и инновационные методы обучения.

Традиционные методы.

Уже прошли проверку временем, и я их широко применяю в своей работе:

• наглядные (наблюдения, экскурсии, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов о природе).

Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Готовясь к проведению наблюдения, экскурсии, воспитатель намечает для себя слова, которые будут для детей новыми или выступят в новом значении, а также определяет приемы активизации речи детей. Каждое новое слово чётко проговаривается педагогом и затем повторяется детьми, причем воспитатель акцентирует внимание детей на том, что слово это является для них новым. Во время наблюдения, экскурсии воспитатель неоднократно повторяет новое слово и старается так поставить вопросы, чтобы ответы на них детей требовали обязательного употребления данного слова.

На прогулке я знакомлю детей с изменениями в природе (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). С детьми составляем описательные рассказы о сезонных изменениях в природе.

На прогулках я организую игры с природными материалами (песок, вода, снег, листья, плоды). На прогулке использую игровые упражнения направленные на развитие слухового восприятия, на формирование правильного звукопроизношения: Очень детям нравиться игра «Найди по описанию».

• словесные (беседы, чтение художественной литературы, заучивание стихов, использование фольклорного материала)

Умение рассказывать о природе формируется у детей постепенно. И если сначала они копируют образец речи педагога, поскольку сами не могут составить полный и точный описательный или четкий сюжетный рассказ о природе, то постепенно, по мере накопления знаний и установления для себя некоторых связей, зависимостей и закономерностей в природе начинают под руководством воспитателя, а потом и самостоятельно достаточно грамотно, точно и образно выражать свои мысли.

Беседа – форма коллективного обсуждения темы, поэтому она требует умения слушать товарища, дополнить или исправить его ответ, подать реплику, задать вопрос. Беседа обуславливается особенностями диалогической (устной, разговорной) формы речи, целью беседы является уточнение, закрепление или расширение знаний детей по какой – то определенной уже знакомой им теме. Большое значение в беседе имеет и внешняя эмоциональная выразительность речи – жесты, мимика говорящего.

Проводя беседу, воспитатель должен стремиться к тому, чтобы она проходила живо, естественно, при большой активности всех детей.

В беседе значительное место занимает рассматривание картин и чтение художественных произведений. Художественная литература и изобразительное искусство имеют огромное значение для уточнения, расширения знаний детей, развития умения выражать свои мысли.

В группе очень много детской художественной природоведческой литературы. Помимо обогащения словаря и развития связной речи чтение данной литературы помогает детям познать природу во всём её многообразии Прежде всего я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. Дети с удовольствием рассматривают иллюстрации, задают вопросы, делятся впечатлениями. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, что так же способствует развитию речи.

Инсценирование и драматизация сказки экологического содержания. В процессе драматизации сказок незаметно для детей активизируется и словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Поэтому у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.

Часто использую чтение экологических сказок, которые развивают умение детей мыслить системно, с пониманием происходящих закономерностей. Очень детям понравились сказки «Какое бывает солнышко», «Кто вырастил ягодку», «Почему на крыше сосульки», «Почему льдинка исчезла».

Из экологических сказок ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

• практические (экологические игры, опыты и эксперименты, труд в природе)

Предметно-развивающая экологическая среда в группе так же способствует речевому развитию дошкольников, а именно, знакомлю детей с комнатными растениями, их названиями, как за ними надо ухаживать. С помощью календаря природы дети отражают результаты наблюдений, обозначают время года, состояние погоды. Ежедневно мы с детьми беседуем об изменениях погоды, выясняем, почему они происходят. Наглядные пособия, игры я использую для обогащения и активизации словаря, для закрепления правильного звукопроизношения, для развития фонематического слуха. Оборудование для экспериментирования помогает детям познавать окружающий мир: устанавливать связи, делать обобщения. Игрушки, муляжи овощей я использую в играх для закрепления знаний.

Дети с удовольствием занимаются в уголке природы. Им нравится работать с календарем природы, ухаживать за растениями, играть в игры, экспериментировать.

Инновационные методы.

Использование элементов ТРИЗ, отдельные приемы мнемотехники (мнемотаблицы).

Мнемотехника – система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и, кончено, развитие речи.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей и используются:

- для обогащения словарного запаса;

- при обучении составлению рассказов;

- при пересказах произведений художественной литературы;

-при отгадывании и загадывании загадок;

-при заучивании стихов.

Важное значение для развития речи дошкольника имеет использование таких методов, как игровое проблемное обучение и наглядное моделирование.

Метод игровых проблемных ситуаций пронизывает все мое содержание работы по познавательной экологической деятельности. На занятии обязательно присутствует игровой персонаж, который просит детей помочь ему разрешить проблему.

Этот метод позволяет превратить занятие в увлекательную игру, а в ней ребенок учится говорить и общаться.

Метод наглядного моделирования – это модель (условное изображение объекта, его заместитель).

Используя в своей работе метод проектов, заметила, что он обогащает речь детей, стимулирует познавательную и творческую активность.

Таким образом, в процессе интеграции речевого и экологического образования у ребенка расширяется кругозор, развивается любознательность, зрительная, слуховая и вербальная память, совершенствуется мыслительные процессы. Дети учатся думать и отвечать на вопросы, аргументируя свои высказывания, что позитивно влияет на развитие связной речи.

Публикации по теме:

Мини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОСМини-музей как средство познавательного развития дошкольников в условиях реализации ФГОС Методическая разработка С введением в ДОУ ФГОС организация воспитательно-образовательного процесса в современных условиях ставит перед педагогами.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС доИнтерактивное пособие «Лэпбук «Лето» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС до Структура образовательного процесса в ДОУ выстроена таким образом, что целый ряд тем, например, времена года, повторяется из года в год.

Интерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДОИнтерактивное пособие «Лэпбук «Осень» как средство обучения дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО Темы, связанные с изучением зимы, весны, лета и осени, в ДОУ рассматриваются ежегодно. Поэтому педагогу очень важно найти оптимальный способ.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО
Опубликовано: 16 декабря 2024 в 20:23
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие в экологическом воспитании дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Акименко (УИ 154298) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
18 декабря 2024 среда
19 декабря 2024 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД