Елена Лузина
Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до. Практикум «Проверь себя»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО».
Практикум «Проверь себя»
(старший воспитатель первой квалификационной
категории Е. М. Лузина).
Слайд 1.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №17 городского округа Кинешма (МБДОУ д/с №17)
Публикация «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС до, Практикум „Проверь себя“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Семинар, практикум
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
Тема: «Речевое развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО (старший воспитатель Лузина Е. М.).
Слайд 2.
Актуальность темы.
Актуальность темы определяется тем, что речевое развитие является одним из главных компонентов готовности детей к школьному обучению.
Слайд 3.
По утверждению К. Д. Ушинского «Язык, не есть что-нибудь прирожденное человеку и не дар, упавший с неба. Это плод долгих трудов человечества, след духовной жизни народа. Усваивая родной язык, ребенок овладевает огромным богатством, испытывает влияние этого величайшего народного наставника».
Слайд 4.
Е. И. Тихеева писала «Развитие речи и языка должно лежать в основе всей системы воспитания в детском саду».
Слайд 5.
Проблемой развития речи занимались многие выдающиеся педагоги. Среди них особое место занимает К. Д. Ушинский - основоположник методики первоначального обучения детей родному языку. Идеи Ушинского нашли свое отражение в работах Водовозовой Е. Н., Тихеевой Е. И. Большой вклад в изучение вопросов развития речи внесли Крупская Н. К., Флерина Е. А. Среди современных авторов можно отметить: Гербову В. В., Максакова А. И., Ушакову О. С., Струнину Е. М., Арушанову А. Г., Нищеву Н. В. и др.
Слайд 6.
Что такое речь?
В толковом словаре Ожегова С. И. дается следующее определение понятия «речь» : «Речь - 1. Способность говорить, говорение. 2. Разновидность или стиль языка. 3. Звучащий звук. 4. Разговор, беседа. 5. Публичное выступление» [13, с. 678].
Слайд 7.
Что такое речь?
Речь, как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном детстве и является одним из показателей развития ребенка.
Слайд 8.
Что такое развитие речи дошкольников?
В словаре-справочнике по методике преподавания русского языка Львов М. Р. дает понятие «развитие речи учащихся». «Развитие речи учащихся - процесс овладения речью: средствами языка (фонетикой, лексикой, грамматикой, культурой речи, стилями) и механизмами речи - ее восприятия и выражения своих мыслей. Процесс речевого развития протекает в дошкольном и школьном возрасте и у взрослого» [11, с. 190].
Слайд 9.
Что такое развитие речи дошкольников?
Речевое развитие дошкольников – это важное средство, которое позволяет детям не только развиваться, как личностям, но и перенимать культурные особенности предыдущего поколения, с учетом их возрастных возможностей.
Слайд 10.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделена как основная образовательная область.
Слайд 11.
Что включает в себя образовательная область «Речевое развитие»?
Речевое развитие включает :
1) владение речью как средством общения и культуры;
2) обогащение активного словаря;
3) развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;
4) развитие речевого творчества;
5) развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;
6) знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы;
7) формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 12-17.
Практикум «Проверь себя»
Задание: Вспомнить теоретические основы развития речи дошкольников.
«На вопросы – не зевайте, очень быстро отвечайте!»
1. Процесс образования производных слов, и раздел языкознания, изучающий этот процесс. (Словообразование).
2. Единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово, обладающее смысловой и интонационной законченностью (Предложение).
3. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи, ударение, слог. (Фонетика).
4. Слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения. Например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать». (Антонимы).
5. Развернутое высказывание одного лица, обращенное к слушателям или к самому себе. (Монолог).
6. Слова, употребляемые жителями той или иной местности. (Диалектные).
7. Краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. (Образец рассказа).
8. Слова, которые звучат и пишутся одинаково, а по смыслу не имеют ничего общего. Пример — «лук» (оружие) — «лук» (растение). (Омонимы).
9. Часть речи, которая называет предмет и отвечает на вопросы «кто?», «что?». (Существительное).
10. Изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. (Описание).
11. Литературное произведение повествовательного характера и малого объема. (Рассказ).
12. Методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств (просмотр кинофильмов и диафильмов, рассматривание игрушек, предметов и картин и т. п.). (Наглядные).
13. Слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют одинаковое или близкое смысловое значение. Пример: ветер — вихрь — шквал — ураган — буря — смерч. (Синонимы).
14. Методы, при которых источником овладения новыми знаниями служит устное или письменное слово (чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ и т. п.). (Словесные).
15. Часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? (Глагол).
16. Логическое изложение материала в форме доказательства. (Рассуждение).
17. Методы, закрепляющие навыки разговорной речи на практике и оказывающие большое влияние на воспитание культуры поведения в обществе (дидактические игры; дидактические упражнения; инсценировки и т. п.). (Практические).
18. Связное изложение прослушанного текста. (Пересказ).
19. Разговор двух или более людей, их беседа, свободный обмен мнениями. (Диалог).
20. Игры-представления, которые имеют фиксированное содержание в виде литературного произведения, разыгрываемое детьми в лицах. В такие игры ребенок никогда не играет молча. (Театрализованные инсценировки).
Слайд 18.
Заключение.
В заключение хочется процитировать слова Василия Александровича Сухомлинского: «Детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».