Лидия Волкова
Консультация «Речевое дыхание — основа жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
«Речевое дыхание – основа жизни»
Великий К. С. Станиславский сказал: "Все живое дышит. Человек тоже дышит, это первое, что он делает, вступая в мир. Но не это о нем знают окружающие, те, кто "принимают" его. Им он заявляет о своем существовании не дыханием, а криком. Что же такое крик? - громкое, со звуком соединенное дыхание. Значит, в смысле выразительного средства второй момент дыхания важнее первого. "
Публикация «Консультация „Речевое дыхание — основа жизни“» размещена в разделах
Дыхание - основа всей нашей жизни и всех жизненных процессов. Правильное дыхание - это основа крепкого здоровья, а значит и долголетия. В медицине различают 3 типа дыхания :
- грудное (реберное);
- диафрагменное (брюшное);
- смешенное.
Так же дыхание делится на физиологическое и речевое.
Более полезным для речевого процесса является дыхание, при котором работают межреберные мышцы, диафрагма, косые мышцы живота. Такое дыхание называют фонационным. Дыхание в процессе разговорной речи имеет большие отличия, по сравнению с физиологическим дыханием.
К характеристикам речевого дыхания относятся :
- Оно активно, так как служит энергетической базой речи.
- Организованный выдох.
При обычном дыхании мы не заботимся о том, как совершить вдох и выдох.
При дыхании в процессе речи выдох должен быть организован - струя выдыхаемого воздуха должна «фокусироваться» в одной точке.
- Сознательное распределение выдоха на равномерные отрезки.
- Ритм речевого дыхания сильно отличается от физиологического: вдох - пауза - выдох. Вдох должен быть в 10- 15 раз короче выдоха и сильным.
- Добор дыхания в процессе речи должен быть быстрым, энергичным, а главное незаметным для слушателей.
Дыхательная функция, как и любая функция нашего организма, нуждается в тренировке. При этом решаются задачи:
- нормализация ритма дыхания,
- увеличение силы дыхательных мышц,
- улучшение функции дыхательного (бронхолегочного) аппарата для воздушной проводимости.
В процессе выполнения специальных дыхательных упражнений происходит улучшение функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья человека, что приводит к улучшению речевого дыхания.
При наблюдении за детьми, при обследовании их нами было выявлено у большинства учащихся 1-3 класса несовершенство речевого дыхания :
- Очень слабые вдох и выдох, что ведет к тихой речи. Такое часто встречается у физически слабых детей.
- Неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. Школьник часто выдыхает запас воздуха на первом слоге, а затем договаривает слово шепотом или не договариваетконец слова.
- Неумелое распределение дыхания. Ребенок вдыхает в середине слова ("Мы с бабушкой по – (вдох) – йдём гулять").
- Произношение предложений без перерыва с вдохом во время произнесения, как бы “захлёбываясь”.
- Толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то еле слышно.
- Слабый выдох, не правильно направленная воздушная струя приводит к искажению звуков.
На логопедических занятиях дыхательные упражнения проводятся в игровой форме, вызывая у детей положительный эмоциональный настрой, снимая напряжение и способствуя формированию в практике умений правильно дышать.
Но занятие проходит 2-3 раза в неделю, а ребёнок разговаривает намного чаще и этого количества занятий для формирования правильного речевого дыхания очень мало.
Я подготовила для вас упражнения, для выполнения которых родителям не надо выделять отдельного времени. Надо просто, чтоб ребёнок был рядом с вашим рабочим местом дома.
Понюхай цветочек
Вдохни носом (понюхай цветок) –
выдохнуть носом (2-3 раза).
Рот при этом закрыт.
Погрей руки
-Вдохни носом, а выдохни ртом на руки (2 - 3 раза).
-Вдохни ртом (как рыбки) - выдохни ртом (погрей ладошки).
-Вдохни ртом, а выдохни носом.
Игра в футбол
Соорудите ворота из любого подручного предмета, возьмите шарик от настольного тенниса. Поиграйте с ребенком в "футбол". Ребенок дует на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру : «Кто быстрее».
«Гороховые гонки»
В коробке из-под конфет нарисовать поле для бегунов – «горошенок», при помощи «ветра» из трубочек для коктейлей начинают они бег. Победит тот, кто быстрее додует «бегуна» до финиша.
«Что это?»
На тарелке лежат лимон, апельсин, чеснок, лук, конфета. Дети сначала изучаются предметы запоминая запахи, а затем с закрытыми глазами отгадывают поднесённый предмет по запаху.
«Горох против фасолинки»
«Клюшки» - коктельные трубочки. На «хоккейном поле» (коробка или рисованый плакат) проводится матч. Необходимо быстрее задуть своих «хоккеистов» в ворота противника.
«Снегопад»
Ребенок должен подуть на ватку или мелкие бумажки превращая комнату в заснеженный лес.
«У кого дальше?»
Дуем на карандаш с силой, чтобы он покатился по столику. Для этого вдох носом и сильный выдох ртом на карандаш.
ЭТО ВАЖНО!
- Базой для развития правильной речи является правильное дыхание ;
- укрепляется здоровье;
- улучшает у ребёнка эмоциональное состояние и общее самочувствие ;
- совершенствуется техника чтения, следствие чего – спокойное состояние на уроках и развитие высших психических функций – память, внимание, мышление и др.