Папки-передвижки

Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи

Ирина Балахонова
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы

Возраст дошкольника характеризуется активным приобретением ребенком навыков разговорного языка и развитием всех его аспектов, включая фонетику, лексику и грамматику. Анализ ситуации показывает, что в настоящее время количество детей, сталкивающихся с проблемами в развитии речи, постоянно увеличивается.

Дети, страдающие от нарушений речи, испытывают значительные проблемы в развитии как речевых, так и моторных навыков. Они часто имеют ослабленную физическую выносливость, быстро утомляются и с трудом могут пребывать в коллективе на длительное время. У таких детей наблюдается скованность и затруднения в переключении между различными действиями. Поскольку они проводят много времени в сидячем положении, их здоровье страдает.

Темочки:

Поэтому многие из них сталкиваются с трудностями из-за высоких требований программы обучения. Для успешного развития детей важно, чтобы у них был интерес к предлагаемым занятиям, поэтому в дошкольном возрасте следует максимально использовать игровой подход. Одним из наиболее эффективных средств развития моторики у этих детей являются речедвигательные игры, основанные на связи между словом и движением.

С учетом научных и практических тенденций в изучении развития движений и речи, в работе логопедов необходимо обращать внимание на не только на развитие речи, но и на общую моторику, используя для этого разнообразные игры и упражнения.

. Взаимосвязь между общей и речевой моторикой была исследована и подтверждена работами таких ученых, как И. П. Павлов и А. А. Л Леонтьев, А. Р. Лурия.

Достижение моторных навыков у ребенка приводит к развитию его координации движений. Возможности творческого и художественного потенциала личности значительно раскрываются через движение. Однако дети с речевыми нарушениями обычно имеют ниже среднего уровень этого потенциала из-за общей скованности и замедленности движений, дискоординации, недостаточного развития чувства ритма, проблем с пространственной ориентацией, замедленного освоения новых движений и недостаточности резервов дыхательной системы.

Внедрение новых методов оздоровления, воспитания и образования детей с проблемами в речевом развитии позволяет согласовать их познавательную, речевую и двигательную активность. Применение речедвигательных игр в сочетании с другими мероприятиями, по мнению экспертов, демонстрирует отличные результаты. Эффективность развития речи у ребенка зависит от правильного выбора методов и приемов обучения.

Существуют различные методические приемы, которые используются в речедвигательных играх. Среди них можно выделить : демонстрацию упражнений, выполнение движений в паре или группе, словесные инструкции и объяснения движений.

Работа по речедвигательным играм включает несколько этапов.

Первый этап - диагностический. Его цель заключается в исследовании и анализе особенностей речевых и моторных нарушений. Для достижения этой цели используются следующие методы исследования: аналитическая работа с литературой и мониторинг речевых и моторных функций у детей с общим недоразвитием речи, так же разработка материалов для работы с детьми.

Второй этап "Коррекционно-развивающий". Цель: обеспечение эффективной коррекции недостатков устной речи и моторики у детей, создание благоприятных условий для этого.

Методы исследования:

1 Проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми.

2 Сотрудничество логопеда с воспитателями и родителями по вопросам развития моторики, речи и общего психического здоровья.

Третий этап «Аналитический». Его цель заключается в оценке результативности проведенной работы.

Рекомендации по методике использования речедвигательных игр на логопедических занятиях: речедвигательная игра может быть частью любого занятия включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы, но в начале занятия не рекомендуется использовать игры высокой подвижности, так как они очень эмоциональны, дети с трудом могут переключиться на другой вид деятельности; лучше использовать игры малой и средней подвижности, направленные на концентрацию внимания. В конце занятия концентрация внимания детей ослабевает, поэтому не подходят игры с выполнением точных движений. Так же игра не должна быть длительной по времени. Еще один главный момент в том, что игра проводится в таком темпе, чтобы дети имели возможность контролировать звукопроизношение, исправлять ошибки. Обязательно игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление). Учитель-логопед должен принимать непосредственное участие в игре, вносить коррективы и поправки в речь детей. Обязательно в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что способствует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.

Дети, особенно с особыми воспитательными потребностями, лучше запоминают материал, который заинтересовал их и вызвал яркие эмоции. Для дошкольников наиболее эффективным способом усвоения знаний является активное взаимодействие с материалом, так как дети с общим недоразвитием речи не всегда полностью понимают абстрактные объяснения педагога и длинные инструкции.

Использование разнообразных способов и форм движения в игре предоставляет уникальные возможности для развития различных аспектов речи. Чем более разнообразны движения, тем больше информации поступает в мозг, что поддерживает интенсивное интеллектуальное развитие. Поэтому включение речедвигательных игр в практическую работу с детьми, у которых есть проблемы с речью, является важным компонентом для коррекции их речевых и двигательных недостатков.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 24 октября 2024 в 22:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Балахонова (УИ 267320) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
01 февраля 2025 суббота
Последний месяц зимушки — февраль.
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД