Ирина Балахонова
Речедвигательная гимнастика как средство коррекции нарушенного звукопроизношения у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст дошкольника характеризуется активным приобретением ребенком навыков разговорного языка и развитием всех его аспектов, включая фонетику, лексику и грамматику. Анализ ситуации показывает, что в настоящее время количество детей, сталкивающихся с проблемами в развитии речи, постоянно увеличивается.
Дети, страдающие от нарушений речи, испытывают значительные проблемы в развитии как речевых, так и моторных навыков. Они часто имеют ослабленную физическую выносливость, быстро утомляются и с трудом могут пребывать в коллективе на длительное время. У таких детей наблюдается скованность и затруднения в переключении между различными действиями. Поскольку они проводят много времени в сидячем положении, их здоровье страдает.
Темочки:
- Гимнастика утренняя, оздоровительная
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Темочки
Поэтому многие из них сталкиваются с трудностями из-за высоких требований программы обучения. Для успешного развития детей важно, чтобы у них был интерес к предлагаемым занятиям, поэтому в дошкольном возрасте следует максимально использовать игровой подход. Одним из наиболее эффективных средств развития моторики у этих детей являются речедвигательные игры, основанные на связи между словом и движением.
С учетом научных и практических тенденций в изучении развития движений и речи, в работе логопедов необходимо обращать внимание на не только на развитие речи, но и на общую моторику, используя для этого разнообразные игры и упражнения.
. Взаимосвязь между общей и речевой моторикой была исследована и подтверждена работами таких ученых, как И. П. Павлов и А. А. Л Леонтьев, А. Р. Лурия.
Достижение моторных навыков у ребенка приводит к развитию его координации движений. Возможности творческого и художественного потенциала личности значительно раскрываются через движение. Однако дети с речевыми нарушениями обычно имеют ниже среднего уровень этого потенциала из-за общей скованности и замедленности движений, дискоординации, недостаточного развития чувства ритма, проблем с пространственной ориентацией, замедленного освоения новых движений и недостаточности резервов дыхательной системы.
Внедрение новых методов оздоровления, воспитания и образования детей с проблемами в речевом развитии позволяет согласовать их познавательную, речевую и двигательную активность. Применение речедвигательных игр в сочетании с другими мероприятиями, по мнению экспертов, демонстрирует отличные результаты. Эффективность развития речи у ребенка зависит от правильного выбора методов и приемов обучения.
Существуют различные методические приемы, которые используются в речедвигательных играх. Среди них можно выделить : демонстрацию упражнений, выполнение движений в паре или группе, словесные инструкции и объяснения движений.
Работа по речедвигательным играм включает несколько этапов.
Первый этап - диагностический. Его цель заключается в исследовании и анализе особенностей речевых и моторных нарушений. Для достижения этой цели используются следующие методы исследования: аналитическая работа с литературой и мониторинг речевых и моторных функций у детей с общим недоразвитием речи, так же разработка материалов для работы с детьми.
Второй этап "Коррекционно-развивающий". Цель: обеспечение эффективной коррекции недостатков устной речи и моторики у детей, создание благоприятных условий для этого.
Методы исследования:
1 Проведение индивидуальных и групповых занятий с детьми.
2 Сотрудничество логопеда с воспитателями и родителями по вопросам развития моторики, речи и общего психического здоровья.
Третий этап «Аналитический». Его цель заключается в оценке результативности проведенной работы.
Рекомендации по методике использования речедвигательных игр на логопедических занятиях: речедвигательная игра может быть частью любого занятия включается в структуру занятий на разных этапах коррекционной работы, но в начале занятия не рекомендуется использовать игры высокой подвижности, так как они очень эмоциональны, дети с трудом могут переключиться на другой вид деятельности; лучше использовать игры малой и средней подвижности, направленные на концентрацию внимания. В конце занятия концентрация внимания детей ослабевает, поэтому не подходят игры с выполнением точных движений. Так же игра не должна быть длительной по времени. Еще один главный момент в том, что игра проводится в таком темпе, чтобы дети имели возможность контролировать звукопроизношение, исправлять ошибки. Обязательно игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды за успешное выступление, красочное и забавное оформление). Учитель-логопед должен принимать непосредственное участие в игре, вносить коррективы и поправки в речь детей. Обязательно в ходе игры должны учитываться психологические особенности детей, что способствует воспитанию у них положительного отношения к логопедическим занятиям.
Дети, особенно с особыми воспитательными потребностями, лучше запоминают материал, который заинтересовал их и вызвал яркие эмоции. Для дошкольников наиболее эффективным способом усвоения знаний является активное взаимодействие с материалом, так как дети с общим недоразвитием речи не всегда полностью понимают абстрактные объяснения педагога и длинные инструкции.
Использование разнообразных способов и форм движения в игре предоставляет уникальные возможности для развития различных аспектов речи. Чем более разнообразны движения, тем больше информации поступает в мозг, что поддерживает интенсивное интеллектуальное развитие. Поэтому включение речедвигательных игр в практическую работу с детьми, у которых есть проблемы с речью, является важным компонентом для коррекции их речевых и двигательных недостатков.