Наталья Холодова
Консультация «Ребенок не хочет собирать игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Ребенок не хочет собирать игрушки»
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.
Но почему дети не хотят собирать игрушки, наводить порядок -O-? Когда речь заходит об этой теме, то у многих возникают только одни мысли: «Да, это и наша проблема … Нужен порядок, надо, чтобы игрушки были убраны». Кому надо? Это, пожалуй, ключевой вопрос. Если вы думаете, что ребенку, то нет. Ему, как раз не надо!
Публикация «Консультация „Ребенок не хочет собирать игрушки“» размещена в разделах
- потому что это его игрушки и ему распоряжаться, где им лежать (вы же свои вещи кладете туда где вам удобно);
- потому что ребенку не нужен порядок, ему комфортно среди разбросанных игрушек;
- он не видит смысла в уборке, так как через 5 минут снова будет доставать их из ящика и играть;
- игрушек настолько много, что и взрослому сложно за всем уследить, а тут ребенок;
- и, наконец, для него это просто скучное занятие.
Вы замечали, как неистово радуются дети, приходя в детские развивающие комнаты, там хаос, там беспорядок — это же то что надо и свобода!
А родителям надо! Почему?
- раздражает бардак
- стыдно, если кто-то придет в гости …
- меня с детства учили, что все должно быть убрано (забыли, как вас это раздражало? Теперь это раздражение возвращаете своему ребенку)
- ну и доброе намерение — приучаем к порядку, дисциплине, чтобы вырос аккуратным, научился беречь вещи
Как видим, возникает внутренний конфликт, который переходит во внешний.
Почему важно не заставлять убирать игрушки?
Управляя своими игрушками во время и после игры (разбрасывая или складывая их, где нравится, ребенок удовлетворяет свою базовую потребность в защите от контроля. Пока еще в своем раннем возрасте, он может контролировать только свои игрушки, то есть он решает, где им лежать, стоять, валяться и таким образом чувствует себя спокойнее, увереннее, более защищенным. Так это переживает ребенок до 7 лет.
Когда вы заставляете, заставляете убираться, у ребенка это вызывает сопротивление и отвращение. Отвращение к уборке! Разве вы этого добиваетесь? Разве это ваша цель?
Как это влияет на мужской и женский сценарий в будущем?
Мальчик, став взрослым человеком и, «оторвавшись» от родителей, пойдет в разнос … Почувствовав свободу, будет у себя дома делать бардак!
Девочка, став взрослой женщиной, будет, уделять уборке почти первичное место, отодвинув на второй план мужа и детей … То есть перемыть все тарелки и поставив их на полку, для нее будет важнее, чем поиграть с ребенком, ведь «надо же прибраться! ты же девочка!», «Не уберешь — значит плохая жена, хозяйка …»
И долгожданное, как же со всем этим быть?
У ребенка должна быть своя территория, где он на ней может делать, что угодно. Своя комната, свой угол, если это общая комната.
Установите правило: «На своей территории можешь разбрасывать. На общей убирать»
Убирать игрушки в комнате ребенка все равно нужно, чтобы пропылесосить, помыть пол. И тогда вы просто объясняете, что сегодня влажная уборка, все вещи надо убрать, чтобы их не засосал пылесос (причинно — следственные связи).
Ограничивайте количество игрушек и организуйте пространство для их хранения (корзины, коробки). За множеством игрушек сложно следить! А еще это притупляет развитие фантазии и воображения.
Ну, и так, как у ребенка нет нужды убирать игрушки, то делать он это сможет только через ИНТЕРЕС! А что ему интересно? Конечно играть. Вы можете через игру все разложить по местам, но помните, что это все равно нужно ВАМ!
Предлагаем вам несколько вариантов игр для детей для собрания игрушек.
«Мини-соревнования»
Разделите разбросанные игрушки пополам и предложите ребенку собирать их вместе : если он сделал это первым, получает небольшой сюрприз. У детей от одного этого слова появляется стимул. Когда подарочек будет получен, в следующий раз собирать игрушки ребенку будет интереснее.
«Представь себе …»
Можно представить себя строительно-уборочной техникой, которая собирает мусор (различные игрушки) и сортирует их или роботом. Машинки могут развозить кукол по домам, большие машинки могут собирать маленькие к себе в «гараж». Пылесосный монстр в случае отказа спец. техники выполнять свою задачу может засосать все разбросанные игрушки, и их необходимо будет срочно спасать.
«Время объявлений»
Поскольку уборка игрушек рано или поздно превращается в рутину и обязанность, приходится придумывать что-то нестандартное для поддержания интереса. Так, можно отмечать сбор конкретных вещей. Например, «время лего» по звонку колокольчика или свистку — и ребенок убирает конструктор. Постепенно такую тактику можно довести до игры. Например, подготовить список с перечнем вещей и два кубика. Один кубик указывает на категорию игрушки, другой на количество. Так, ребенок бросает кубики и выполняет задание. Не только интересно, но и полезно — можно таким образом научиться считать. А когда и такая форма надоест, разбавить игру можно приятными задачами с карточками, как-то кувырок на кольцах, минутка отдыха и т. д.
«Квест, а не ультиматум»
Любимое родительское «не смотри мультфильм, пока не наведешь порядок», можно трансформировать в интересный для ребенка квест.
Если есть время — лучше нарисовать карту из 7-10 станций. Ребенок путешествует от одной станции к другой и на каждой его встречают местные жители и дают задание. Жителям одного города нужно очистить дно озера (помыть раковину, другой — помочь собрать урожай (все тот же рассыпанный лего, третьи просят поработать в саду (полить цветы). А на четвертой станции жители могут просто угостить путешественника яблоком. Конечная цель путешествия (мультфильм) тоже имеет значение, хотя большинство детей увлечется и самим процессом — приключениями, ожиданием новых встреч.
«Награды»
Какую бы игру вы ни выбрали, не забывайте о похвале и награде. Очки, набранные во время уборочных игр должны быть приятной мелочью — наклейкой, интересной открыткой, детским журналом. Ребенку будет интересно собирать и зарабатывать эти очки, если он сможет потратить их на что-то существенное, например, поход в музей или зоопарк. Приз можно назначить заранее. А можно написать целый список различных наград по расценкам, пусть ребенок сам выбирает.
Марунь Н. А