Ирина Шильчикова
Консультация для родителей «Ребенок не хочет слушать сказки. Что делать?»
▼ Скачать + Заказать документы
Любить чтение — это обменивать часы скуки,
неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.
Шарль Луи де Монтескьё
В современном мире родители отдают большее предпочтение гаджетам нежели чтению книг своим детям. Это ведь очень интересно и познавательно думают они. В планшет можно закачать множество интересных развивающих игр, мультфильмы и даже программы по обучению детей.
Публикация «Консультация для родителей „Ребенок не хочет слушать сказки, Что делать?“» размещена в разделах
И когда родители соберутся почитать ребенку именно книгу, то он уже не реагирует на нее. «Мне не интересно»- говорит малыш. И здесь многие родители начинают задумываться «Что же делать?», ведь время в детском саду пролетит незаметно и скоро в школе придется читать и читать очень много, а без любви к книге сделать это будет очень сложно.
• Для того чтобы ребенок полюбил книгу нужно понять, почему ему стало труднее читать и слушать книжки, вспомним, а что же раньше им помогало войти в мир слова и чтения, а теперь мешает. Этому есть несколько причин: ребенок не хочет читать, когда ему трудно сидеть какое-то время на месте. Довольно часто родители говорят, что у них активный ребенок, объясняя его неусидчивость. Однако психологи отмечают, что на самом деле поведение такого ребенка чаще всего реактивно, импульсивно. Он не может усидеть на родной попе, а реагирует на любые привлекательные для него внешние раздражители. И если для дошкольника это не является проблемой, то первокласснику неумение сидеть на месте 30-40 минут мешает хорошо учиться.
• Ребенок не хочет читать, когда ему трудно сосредоточиться, потому что он чувствует внутреннее беспокойство. Конечно, с малышом в первый год жизни режим меняется так быстро, что как только приспособишься к одним правилам, всё снова ломается и приходится заново перестраиваться. Однако после года режим дня для ребенка особенно важен. Знание, что будет потом, удовлетворяет чувство безопасности — базовую потребность ребенка. Да что ребенка, вас ведь тоже беспокоит чувство неопределенности? Вы ведь тоже хотите знать, что будет потом, чтобы спокойнее себя чувствовать?
• Раньше режим дня родителям и детям было легко соблюдать. А сейчас все чаще можно увидеть прогулки с детьми до часу ночи, поздний подъем, субботний шопинг, когда ребенок мотается по изобилию совершенно ненужных ему вещей, которые часто и трогать-то не разрешается. Поэтому в детском саду строгий режим дня придуман неспроста, и не столько для удобства воспитателей, сколько потому, что четкая последовательность действий в течение дня важна для развития ребенка и его психического здоровья.
• Как это может быть связано с тем, что ребенок не хочет читать? Сейчас объясню. Навыки самообслуживания — это удовлетворение своих бытовых нужд и потребностей своими силами. Одеваться, раздеваться, самостоятельно есть, попу вытирать и т. д. Да, нужно время, чтобы ребенок научился что-то делать сам. И часто родители говорят, что нет времени ждать, пока научится, быстрее сделать самому. И получается, что в 5-6 лет ребенок не умеет даже самостоятельно одеваться-раздеваться. Но давайте задумаемся, как много задействовано психических функций, когда ребенок учится, например, надевать носок.
• Родители стали читать много книг по воспитанию, часто не критично воспринимают советы и пробуют на ребенке разнонаправленные педагогические подходы
Ну что ж, попробуем увлечь ребенка чтением книг!
Итак, перед тем, как предложить ребенку книгу, полистайте ее сами: есть ли в ней красочные картинки, которые могут его увлечь, интересна ли сама история, подходит ли она ребенку по возрасту.
Попробуйте прочитать несколько абзацев вслух, чтобы понять какой темп чтения нужно выбрать и с какой интонацией читать (не стесняйтесь прошептать, если персонаж сказал тихо, или рассмеяться, если он веселится) и где сделать паузу (например, перед самым неожиданным, интересным моментом).
Если во время чтения вы чувствуете, что какие-то моменты могут быть сложными для понимания или скучными, — смело корректируйте их. Упрощайте предложения, пересказывайте своими словами длинные описания, заменяйте непонятные или устаревшие слова на более простые, современные. Это требует дополнительных усилий, но зато хорошо тренирует мозг.
Превратите чтение в мини-представление. Активно используйте мимику, жесты. Подвигайтесь, как динозавр, поплачьте, похлопайте, скажите «вау!». Покажите, как медведь тянет тигра за хвост, как девочка падает, а мальчик грозит кулаком обидчику, потрите «ушибленный» бок.
Читайте реплики разными голосами, а слова автора — нейтральным тоном. При выборе интонации ориентируйтесь на смысл фразы. Если гремит гром, сверкают молнии и дребезжат окна, — фразу надо произнести громко, отрывисто, более низким голосом. А если по сюжету герой пришел с прогулки, укутался в теплое одеяло, и мама принесла ему чашку с горячим какао — читайте фразу мягко, нежно и слегка приглушенно.
Старайтесь замедлять темп и разбивать предложения на короткие фразы и словосочетания, чтобы ребенку было проще улавливать смысл.
Когда читаете, обращайте внимание на реакции малыша: что вызывает у него положительные эмоции, на какие «фишки», интонации, мимику он откликается? Зрительный контакт повышает интерес ребенка к совместной деятельности.
Когда закончите читать, предложите ребенку обсудить прочитанное: что понравилось, а что нет, какие моменты особенно запомнились. Спросите, как бы он поступил в подобной ситуации. Расскажите, что понравилось или не понравилось вам. Объясните непонятные моменты и поведение персонажей, найдите фото незнакомой вещи или животного из книги в интернете.
Поместите книгу в ваш жизненный контекст: сравните ее с просмотренным мультиком или с другими книгами, которые вы читали. Спросите, знают ли друзья ребенка таких героев. Вспомните, где еще вам встречались эти персонажи (на футболке, витрине магазина или в рекламе).
Предложите малышу придумать свою историю или нарисовать продолжение сказки. Еще можно поставить домашнюю сценку или приготовить любимое блюдо героя, который понравился ребенку.
Попробуйте сделать чтение ежедневным ритуалом, например, перед сном. Выделите для книги особое место на полке и вместе выберите красивую закладку.
Постепенно малыш будет вовлекаться в повествование и становиться активным участником процесса. А совместная деятельность поможет укрепить эмоциональную связь и еще больше сблизит вас.