Светлана Кривова
Реализация регионального компонента в области физического развития в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Современные требования к организации образовательного процесса в ДОУ, с учетом регионального компонента, вызывают необходимость создания педагогами дополнительных образовательных программ, помогающих им осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников. В нашем дошкольном учреждении реализуется модифицированная образовательная программа «Кубанский край – земля родная!». Введение регионального компонента в содержание дошкольного образования позволяет организовать в нашем детском саду, а непосредственно в области физического развития, систематическую и целенаправленную работу по ознакомлению дошкольников с культурой и историей родного Краснодарского края.
Публикация «Реализация регионального компонента в области физического развития в ДОУ» размещена в разделах
Свою деятельность, как инструктора по физической культуре по реализации данной программы, я начинала с самообразования: изучения литературы, подбора необходимого методического материала. Народные кубанские игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому мною собрана картотека подвижных, хороводных игр казачьей направленности, а также необходимые атрибуты к ним. Составлен перечень кубанских игр в помощь и педагогам нашего дошкольного учреждения. Результатом данной деятельности станет методическое пособие «Игры и забавы кубанских казаков», посвященное кубанским народным играм. В своей работе внедряю региональный компонент в казачьих подвижных играх в образовательной деятельности и двигательной активности детей на прогулке и развлечениях. Моя задача, как педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в кубанские народные игры.
Так, мною проводятся 2 раза в неделю с детьми старшего дошкольного возраста кубанские игры на свежем воздухе в рамках реализации культурных практик. Включаю кубанские игры в конце физкультурных занятий в группах казачьей направленности. Любимыми играми наших казачат являются: «Скачки на лошадях», «Сон казака», «Заря – заряница», «Достань шапку», «Плетень», и многие другие. Подвижные игры с региональным содержанием используются также самостоятельно на прогулках и в группе воспитателем. Несмотря на то, что в текстах встречаются не знакомые слова, дети проявляют живой интерес к игре и быстро запоминают текст. Перед новой игрой провожу беседу. Чтобы интерес к игре не ослабевал, использую различные методические приемы. Выразительно показываю движения. Более интересней проходит игра, если используются костюмы и атрибуты. Детям нравится играть в казачьи игры, а я тем самым решаю задачи современного дошкольного образования.
В нашем ДОУ организация весёлых развлечений, шумных праздников и досугов региональной направленности проводится систематически. Досуги позволяют стимулировать двигательную активность ребёнка, а развлечения вызывают огромный интерес к двигательному материалу. Так же эти мероприятия хороши тем, что создают отличные условия для эмоционального, психологического благополучия ребёнка. Поэтому, особо ценным является включение в них подвижных игр с использованием регионального компонента. Я провожу праздники и развлечения на кубанскую тематику, такие как «Казачьи посиделки», «Кубанские игры и забавы», «Забавы кубанских казаков» и многие другие, запланировано проведение военно - спортивного казачьего слета с наставниками групп казачьей направленности. Работа с родителями не остается в стороне, для них я разрабатываю буклеты с народными кубанскими играми, а также любимыми играми нашего детства. Одной из традиций нашего дошкольного учреждения является проведение обряда «Посвящение в казачата», целью которого является знакомство детей дошкольного возраста с основами народной культуры, понимания народных обычаев и традиций.
Работа в рамках программы региональной направленности в области физического развития включает в себя разработку системы занятий, подвижных игр, упражнений, эстафет, развлечений. Если ребенок знает историю своей станицы и края, интересуется, чем он живет сейчас и хочет стать частью происходящих в нём событий, то он вырастет настоящим патриотом не только малой Родины, но и большой, великой страны под названием – Россия.
Таким образом, народные кубанские игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Народная игра помогает решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Игра и есть тот очень простой и действенный способ для плавного, непосредственного и поэтапного введения ребенка в традиционную культуру.