Наталья Владимировна Петухова
Реализация регионального компонента посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать
«Реализация регионального компонента через театрализованную деятельность»
В основном законе нашей страны – Конституции – сказано, что мы, народ Российской Федерации, принимаем Конституцию Российской Федерации:
- чтя память предков, передавшим нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость;
- исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями.
Публикация «Реализация регионального компонента посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах
В настоящее время перед образованием возникает проблема, как сохранить и передать самобытность культуры подрастающему поколению. Проблемы поликультурного образования, при котором происходит ознакомление детей с региональными особенностями культуры, являются важными в обществе. Важность задач патриотического воспитания трудно переоценить, так как речь идет о таких категориях, как сохранение региональной культуры, восстановление утраченных ценностей, исторической памяти народа, воспитание в подрастающем поколении высоких духовных качеств, чувства своей причастности к родному народу, формирование устойчивого интереса к его истории и культуре, материальным и духовным ценностям.
На современном этапе приобщение к региональной культуре детей дошкольного возраста является возрождением духовности через знания этнографии, художественного краеведения, литературного и музыкального наследия родного края.
Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становиться задачей государственной важности. Основополагающим фактором является национально - региональный компонент.
Региональный компонент направлен на формирование в подрастающем поколении гражданских чувств, накопление социального опыта, на воспитание эмоциональных и духовных ценностей, положительного отношения к культурным традициям народов, которые проживают на территории региона, создание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Концепция национально-образовательной политики Российской Федерации предполагает включение в образовательные программы ДОУ национально-регионального компонента, содержанием которого является историко-культурный потенциал региона, который используется в решении образовательных задач.
В нашем детском саду педагогами была разработана программа по реализации регионального компонента «Забайкалье мой край родной» в соответствии с ФГОС ДО и программой «Воспитание».
Где федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования обеспечивает возможность учета региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов Российской Федерации при разработке и реализации Программы в ДОУ. Одним из основных принципов Стандарта является принцип учета этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
В программе «Воспитание» так же делается акцент на усиление развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
Но все эти задачи не решить отдельными акциями и «мероприятиями», для реализации этой программы была необходима продуманная система, обеспечивающая слаженную деятельность педагогов, семьи, общественности, нацеленная на социализацию ребенка.
Анализ анкетирования показал ряд противоречивых явлений. С одной стороны, отмечался интерес к культуре родного края, с другой стороны многие дети и родители не владели целостными знаниями региональных особенностей культуры.
Мы отметили, что, несмотря на имеющийся опыт работы педагогов в этом направлении, у нас не выработана целостная система приобщения к региональной культуре.
Поэтому в нашем детском саду педагогами было принято решение реализовать работу регионального компонента через театрализованную деятельность,
Реализация регионального компонента в театральной деятельности дошкольников - это не только хорошая возможность раскрытия творческого потенциала детей, но способ приобщения к национальной культуре народов Забайкальского края, обеспечивающим эффективность этнокультурного воспитания дошкольников. Таким образом-театрализованная деятельность охватывает все образовательные области в соответствии с ФГОС ДО, занимает значительное место на пути реализации национально-регионального компонента в ДОУ.
В нашем случае - это театрализация сказок, как русских народных так и народов Забайкалья, расширяя интерес к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил самое ценное из своих культурных достижений. Поэтому через театрализацию сказок дети знакомятся с жизнью и бытом своего народа, узнают об обычаях, национально культурных традициях, фольклоре, тем самым мы приобщаем детей к культурному наследию своего народа, воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, так как она несет в себе главную мысль: беречь то, что нас окружает, быть настоящим другом, помогать друг - другу, смело бороться со злом, уметь трудиться.
Ребятам не только нравится смотреть спектакли в качестве зрителя, но и самим участвовать в театрализации. Хорошей традицией в нашем детском саду стало проведение инсценировок сказок для малышей. Дети получают огромное удовольствие от участия в мероприятиях которые проходят в доме культуры, библиотеке ит. д.
Репертуар для инсценировок выбирается вместе с детьми. Это не только известные детям русские народные сказки, но и сказки народов Забайкалья. Ребенок, входя в сказку, получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, погружается в историю, погружается в старину, непроизвольно впитывая в себя то отношение к миру, которое дает силу и стойкость в будущей жизни.
Национально-региональный компонент предусматривает воспитание детей в среде с национальным колоритом: ознакомление детей с устно-поэтическим творчеством Забайкальского народа, с изобразительным и декоративно-прикладным искусством края, с традициями и праздниками нашего региона, с писателями и мастерами
Хочется отметить огромную значимость организации и оформление развивающей предметно-пространственной среды. Педагоги создали единое пространство для изучения родного края и обеспечили оптимальный баланс совместной и самостоятельной театрализованной деятельности детей. Были оформлены стенды с фотографиями городов родного края, размещена символика страны и региона, на стеллажах размещены куклы в национальных костюмах народов проживающих в нашем регионе, сделаны макеты избы и юрты, на полках размещены книги с русскими и забайкальскими сказками, оформлена фото выставки с изображением животных и растений красной книги Забайкалья, в доступности для детей всегда расположены различные виды театров, костюмы меняются в соответствии плана и тематики. Вся атрибутика находится в доступности для детей, дети получают возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармони с ним, получать удовлетворение от занятий, разнообразие деятельности, успешного выполнения задания.
Знакомя детей с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа, формируем чувство причастности к наследию прошлого, в т. ч. благодаря созданию особой среды, позволяющей непосредственно с ней соприкоснуться. Основу человеческой культуры составляет духовное начало. Поэтому обретение ребенком совокупности культурных ценностей способствует развитию его духовности. Знакомя детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить лучшее из накопленного нашими предками опыта. Тем самым расставляются эстетические и нравственные ориентиры на пути подрастающего поколения.
Если забегать немножко в перёд, то мы все знаем что с 1 сентября 2023г дошкольное образование переходит на новую федеральную образовательную программу, где так же прописаны несколько основополагающих функций дошкольного уровня образования в которых говорится:
1. обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2. создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО, ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины.
Исходя из этого мы пришли к единому выводу, мы на правильном пути и будем далее продолжать и расширять нашу работу по реализации регионального компонента через театральную деятельность.
Спасибо за внимание.