Папки-передвижки

Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды

Ирина Иванова
Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды
▼ Скачать + Заказать документы

«Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды»

Одно из самых важных условий воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – правильная организация развивающей предметной среды.

Публикация «Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды» размещена в разделах

Поэтому мы, создавая развивающую среду, старались оформить групповую  комнату, учитывая особенности детей, посещающих нашу группу. Это, прежде всего возраст, интересы, склонности, способности, гендерную принадлежность. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении, общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор : с кем, где, как, во что играть.  

Нами  создана развивающая среда, которая служит, удовлетворению потребностей и интересов ребенка, способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает возможность ребенку испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Предметная среда, окружающая детей, даже организованная наилучшим образом, не может сама собой, без руководства взрослого воздействовать на их развитие. Только взрослый, целенаправленно организуя предметный мир, раскрывает в своих действиях и отношениях с детьми его сущность: он  как бы «одушевляет» окружающую среду, делает ее понятной и доступной для ребенка.

У нас в группе есть дети сильные в интеллектуальном развитии – они не нуждаются в объяснении, разъяснении задач, действий, результатов деятельности, им надо создать среду самостоятельного поиска ответа на данный вопрос. Этим детям  достаточно только подсказать, подложить в среду деятельности подсказку, и он сам решит эту задачу. А вот ребенок, которому нужна частичная поддержка, и, наконец, тот, кто нуждается в помощи в разных видах ее преподнесения: объяснения, показ, совместное выполнение действий и т. д. Все эти виды использования среды  ориентируют всех обозначенных детей на успех, на радость достижения, а значит и на продвижение вперед, поскольку именно успех и радость достижения создают уверенность в своих силах, заставляют многократно возвращаться к достигнутому, то есть совершенствоваться. Именно они и являются толчковыми факторами развития.

Мы не навязываем ребенку свое мнение. Его задача состоит в том, чтобы организовать групповые пространства, т. е. зоны по интересам детей, и обеспечить эти зоны необходимым материалом для самостоятельного развития ребенка; формировать у детей умения выбирать вид занятий, планировать свою деятельность и самим анализировать ее.

Цель организующей функции среды – предложить ребенку всевозможный материал для его активного участия в разных видах деятельности. В определенном смысле содержание и вид развивающей среды служат толчком для выбора дошкольником того вида самостоятельной деятельности, который будет отвечать его предпочтениям, потребностям или формировать интересы.

Для того чтобы можно было включить детей в содержательную деятельность в нашей  группе  созданы центры, т. е. организованна специальная обстановка, которая побуждает детей к самостоятельным действиям, способствует повышению интереса к различным видам деятельности :

Центр сюжетно - ролевой игры.  

Где собраны атрибуты к сюжетно- ролевым играм.

Центр грамотности, куда включается все игры, и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.

Центр театрализованной  деятельности «Играем в театр», где размещены   игры-драматизации, разные  виды театра, костюмы.

 Центр экологии, где есть календарь природы, комнатные  растения, оборудование для ухода за растениями. Подбор дидактических игр, иллюстраций о животном и растительном мире, о человеке.

Центр науки «Опыты», куда входит место для детского экспериментирования и опытов с соответствующим оборудованием и материалами.

Центр музыкальной деятельности, где собраны Иллюстрации к песням, музыкально – дидактические игры, озвученные игрушки с разным принципом звучания, самодельные «шумелки», музыкальные инструменты, портреты композиторов.

Центр искусств «Цветные ладошки»,  где размещаются материалы по ознакомлению с  изобразительным искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Центр физкультуры и здоровья «Мы спортсмены», где есть спортивное оборудование и оборудование для оздоровления.

Центры отделены друг от друга крупной или мелкой мебелью, стеллажами, полками.

«Доска выбора» -  один из вариантов организации самостоятельной деятельности детей.  Она представляет собой набор картинок, обозначающих ту или иную зону. Вместе с воспитателем дети выбирают картинку для обозначения уголков в группе, где дошкольникам было бы интересно находиться и заниматься какой-либо деятельностью. Рядом с картинками находятся магниты у каждого ребенка свой магнит, с помощью которого дошкольник делает свой выбор. Выбрав вид деятельности, дети помещают магниты на соответствующие картинки. Такая доска больше всего подходит для детей старшего дошкольного возраста.

Как работать с «Доской выбора».

Перед тем, как начать работу с «Доской выбора» дети садятся в кружок и обсуждают с воспитателем, например, такие вопросы: «Во что ты сегодня хочешь играть?»; «Какой материал тебе для этого понадобится?»; «С кем бы ты хотел этим заниматься?»

Если дошкольники уже были знакомы с «Доской выбора», то им уже не нужны детальные обсуждения, они просто выбирают то, чем хотят заниматься. А вот в самом начале работы с «Доской выбора» воспитатель может задавать разные вопросы, которые помогут детям определить свой выбор, например: «Какой мяч тебе нужен для игры — синий или красный?»; «Ты хочешь рисовать красками или карандашами?» После беседы педагог определяет время, в течение которого ребята будут заниматься самостоятельной деятельностью (например, 30 минут, и договаривается с дошкольниками о том, что они заканчивают игру  сразу после того, как прозвучит сигнал (звон колокольчика, песенка или же музыка). Можно использовать песочные часы.

По окончании работы дети снова собираются в кружок для анализа результатов своей деятельности, и воспитатель спрашивает: «Что ты сделал и что ты об этом думаешь?»; «У тебя был план работы. Получилось ли у тебя то, что ты задумал?»; «Доволен ли ты результатом своей работы?»

(Для ответа у каждого ребенка есть набор значков, с помощью которых он отвечает:

Палец вверх — я старался, я доволен, все получилось!

Палец вниз — я старался, но не получилось.

Изображение солнышка — я старался, и все получилось!

Изображение солнышка, частично закрытого тучкой — я старался, но не все получилось.

Изображение солнышка, почти полностью закрытого тучкой — я старался, но не получилось.

Изображение зайца — я старался, но очень торопился, и не все получилось хорошо.

Изображение черепашки — я старался, но делал медленно, и поэтому не успел.)

Наш опыт показал, что сначала дети оценивают себя только положительно, но постепенно их самооценка становится более адекватной. При работе с «Доской выбора», надо учитывать ряд моментов. Если, например, дошкольник прекратил игру раньше намеченного времени, то для этого могут быть свои причины: недостаточное количество материала, ребенок изначально сделал неправильный выбор, он не умеет планировать свою деятельность. Задача воспитателя, который наблюдает за детьми, — выяснить, чего именно не хватает ребенку и добавить это в игру, научить его правильно планировать свою деятельность.

После оценки результатов своей работы дети могут перейти играть в другую зону, поместив в ней свой значок на «Доске выбора».

 

«Доска выбора» эффективно работает только тогда, когда развивающая среда в группе будет насыщенной. Использование «Доски выбора» помогает организовать самостоятельную деятельность детей, учитывать их интересы, учит планировать свою деятельность и правильно делать выбор, не конфликтовать, не ссориться, чувствовать себя в игре самим собой, помогает поверить в себя, чувствовать себя комфортно.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Права ребенка»Консультация для родителей «Права ребенка» «Права ребенка» .Консультация для родителейелей[/h3] Документы, регламентирующие Права ребенка: Декларация прав ребенка;.

Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы)Реализация ФГОС в современных условиях через совместную деятельность педагогов, детей и родителей (из опыта работы) Совсем недавно во всех образовательных организациях нашей страны прошли различные мероприятия, посвященные «Дню защитников Отечества».

Центр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУЦентр творчества. Реализация ФГОС в создании предметно-развивающей среды ДОУ Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание.

Обогащение развивающей средыОбогащение развивающей среды В течении двух месяцев в стране сохраняется режим самоизоляции, который призывает всех нас находиться дома, я решила это свободное время.

Организация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельностиОрганизация предметно-развивающей среды ДОУ по ИЗО деятельности «Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изо деятельности Актуальность Период от рождения до поступления в школу является возрастом.

Фотоотчет о выставке «Права глазами ребенка»Фотоотчет о выставке «Права глазами ребенка» Фотоотчет выставки детских работ "Права глазами ребенка"Воспитатель: Дмитриева Елена Викторовна Доброго времени суток, уважаемые коллеги,.

Конспект НОД «Права ребенка» в средней группеКонспект НОД «Права ребенка» в средней группе Конспект НОД "Права ребенка". Средняя группа Цели: упорядочить, систематизировать знания детей о гражданских правах и обязанностях. Способствовать.

Конспект занятия в средней группе «Права ребенка»Конспект занятия в средней группе «Права ребенка» Цель: познакомить детей с их правами. Задачи: развивать умение рассуждать, делать выводы; воспитывать чувство самоуважения и уважения.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Лэпбук «Большие права маленького ребенка»Лэпбук «Большие права маленького ребенка» "Дети мира невинны, уязвимы и зависимы"-констатирует Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Они самое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды
Опубликовано: 2 сентября 2020 в 18:11
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Реализация права на свободу выбора деятельности ребенка в условиях развивающей среды» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Иванова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД