Татьяна Проскурякова
Опыт работы «Реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников средней группы»
▼ Скачать + Заказать документы
Когда дети только начинают говорить, их речь почти никогда не бывает чистой. К 4-5 годам звукопроизношение у большинства детей достигает нормы. Все дети индивидуальны, и некоторые, в силу различных причин, продолжают неправильно произносить звуки, и это становится привычкой. И в нашей группе есть такие дети. Формирование правильной речи имеет большое значение для развития полноценной личности ребенка. Именно поэтому актуальным стал вопрос о более пристальной работе по направлению : речевое развитие.
Публикация «Опыт работы „Реализация индивидуального образовательного маршрута воспитанников средней группы“» размещена в разделах
Это и определило перед нами такую задачу как создание оптимальных условий для реализации потенциальных возможностей по развитию речи каждого воспитанника нашей группы.
На сегодняшний день наша работа строится с учетом индивидуальных и возрастных потребностей каждого ребенка.
Одним из способов является составление индивидуального образовательного маршрута (далее – ИОМ).
Для создания индивидуального образовательного маршрута для детей нашей группы логопедом было проведено диагностическое обследование с целью выяснения уровня речевого развития каждого ребёнка. По результатам диагностики, специалистом даны рекомендации пройти обследование специалистам ПМПК (психолого-медико-педагогический консилиум) и определён индивидуальный маршрут развития для каждого ребёнка с нарушениями речи по следующим направлениям развития —развитие мелкой моторики, развитие общих речевых навыков, коррекция звукопроизношения, работа над слоговой структурой слова, развитие фонематического слуха и навыков языкового анализа и синтеза, развитие словаря, совершенствование грамматического строя речи, развитие связной речи.
Основная цель составления индивидуального образовательного маршрута (ИОМ) : Создание условий для устранения нарушений речи посредством специального обучения и воспитания.
Индивидуальный образовательный маршрут - это персональный путь реализации личностного потенциала ребенка в образовании и обучении, создание условий для речевого развития ребенка, формирование устойчивого интереса ребенка к познавательной деятельности, ориентированной на мотивацию к процессу обучения. Индивидуальный образовательный маршрут направлен на преодоление несоответствия между процессом обучения по программе и реальными возможностями ребенка, его речевыми потребностями в целях своевременной коррекции организуемой образовательной деятельностью.
Реализуя задачи ИМО мы используем в работе :
1. Беседы, занятия, чтение художественной литературы.
2. Инсценировка сказок.
3. Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для мимических мышц лица и шеи.
4. Игры на коррекцию дыхания и развитие голоса
5. Работа по развитию дифференцированных движений пальцев рук.
6. Игры на развитие слухового внимания.
7. Подвижные игры
8. Прогулки, наблюдения, дают возможность закрепить лексику, связанную с сезоном, предметные и обобщающие понятия.
9. Дидактические и сюжетно-ролевые игры.
10. Консультации с семьей.
Эффективная реализация ИОМ позволит обеспечить позитивную динамику в речевом развитии детей.
B конце учебного года в группе будет проводится итоговая диагностика. Полученные результаты речевого развития ребёнка сравниваются с данными первичного обследования. На основе полученных результатов будет осуществляется выбор дальнейшего образовательного маршрута каждого ребёнка, намечаться пути повышения эффективности коррекционно-педагогической работы.
Таким образом, тесная взаимосвязь в работе логопеда и воспитателей по средствам ИМО позволяет добиться положительных результатов в развитии речи дошкольников.