Елена Жданько
Реализация гендерного подхода в воспитании, развитии и обучении детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе существует такой вариант воспитания : и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины : дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. На фоне этих изменений меняются и внутренние психологические позиции детей, их сознание. Наблюдая за воспитанниками нашего детского сада, мы отметили, что многие девочки лишены скромности, нежности, терпения, не умеют мирно разрешать конфликтные ситуации. Мальчики же, наоборот, не умеют постоять за себя, слабы физически, лишены выносливости и эмоциональной устойчивости, у них отсутствует культура поведения по отношению к девочкам. Содержание игр детей так же вызывает тревогу: дети демонстрируют модели поведения, не соответствующие полу ребенка, не умеют договариваться в игре, распределять роли. В процессе трудовой деятельности дети не умеют самостоятельно распределять обязанности с учетом пола партне
Публикация «Реализация гендерного подхода в воспитании, развитии и обучении детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Гендерное воспитание
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
а. Период дошкольного детства - тот период, в процессе которого педагоги и родители должны помочь ребенку раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом. Основываясь на свой практический опыт, я могу сказать с уверенностью,что мальчики и девочки способны воспринимать окружающий мир по-разному. Они по-разному слышат, видят, чувствуют, воспринимают пространство и время, а также переживают и осмысляют увиденное. Поэтому гендерные особенности важно учитывать в процессе воспитания и обучения детей.
В дошкольном возрасте основным видом детской деятельности является игра, мы считаем, что именно в сюжетно-ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Неслучайно и сегодняшнее игра-занятие было построено с использованием этой формы работы.
Приняв летом этого года наших детишек из второй младшей группы, мы приложили немало усилий, чтобы малыши полюбили новую группу. Вначале, чтобы вызвать у детей интерес к игровому уголку, желание действовать с игрушками, предложили девочкам и мальчикам указать на те игрушки, с которыми они хотели бы играть. После того, как мальчики и девочки осуществили свой выбор, девочки придумали имена куклам, а мальчики - клички животным.
При создании предметно-развивающей среды в группах детского сада учитывали: возраст, уровень развития каждого ребенка, сезонность, половой состав групп, интересы, способности и склонности всех воспитанников. Было создано разное пространство для игр мальчиков и девочек, и игрушек с учётом их полового признака. Большое внимание уделялось сюжетно-ролевым играм. Детям давалась уникальная возможность приобрести гендерно - ориентированные знания через ознакомление их с ролью мальчиков и девочек в обществе, привитие нравственных качеств, присущих мужскому и женскому полу. Через знакомство с названиями профессий родителей, мужскими и женскими именами, названиями предметов мужской и женской одежды, инструментов, необходимых людям разных профессий, знакомство с названиями родственных связей, чтение художественных произведений, ориентированных на девочек и мальчиков, у детей формируется связная речь, обогащается и развивается словарь. Эти знания помогают ребенку осознать свою половую принадлежность, определить свое место в современном обществе. Для более успешного закрепления полученных гендерных знаний для дошкольников в группах были оформлены миры Девочек и мир Мальчиков, также были разработаны и изготовлены разнообразные дидактические игры «Подскажи словечко», «Скажи по- другому», «Фантазеры», «Путаница», «Что сначала, что потом», «Что нужно для игры девочке, что мальчику», «Превращалки», «Мой дом» и много других игр, которые помогли детям расширить знания, познакомить с нормами поведения мальчиков и девочек принятых в обществе, прививая нравственные качества и развивая познавательно-речевые способности. Общепризнанным фактом является высказывание о том, что полноценное развитие детей с учётом гендерной социализации возможно лишь при тесном взаимодействии всех педагогов ДОУ и родителей.