Юшманова Анна
Развивающие функции традиционных игр народов Севера для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Идеи развивающего образования все настойчивее прокладывают себе путь в современную практику дошкольного воспитания.
Ломка традиционных взглядов на природу детского развития – характерная черта нашего времени. Призыв обратиться к личности ребенка знаменует собой сегодня изменение – и это надо всячески приветствовать. Наши выдающиеся классики российской психологии Д. Б. Эльконин и А. В. Запорожец, а также их ученики и последователи (В. В. Давыдов, В. П. Зинченко, В. А. Петровский и др., показали, что развитие ребенка может быть понятно только как активный процесс созидания им самого себя, деятельного творения ребенком своей личностной биографии. Соавтор этой биографии – взрослый человек, связанный с ребенком узами взаимно обогащающего сотрудничества. Но детское развитие совершается не в вакууме, оно протекает в особом пространстве. Это пространство задается контекстом той исторически сложившейся культуры, в которой родился и живет ребенок.
Публикация «Развивающие функции традиционных игр народов Севера для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Игры для детей
- Игры народов севера
- Народы севера
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция май 2022
При посредничестве взрослого ребенку еще предстоит освоить мир культуры, найти в нем свое собственное место, на котором он не может быть замечен никем. В этом процессе ребенок и взрослый совместными усилиями превращают содержание исторического опыта человечества в систему открытых проблем, которые подлежат специфическому осмыслению со стороны ребенка (и взрослого).
Введение детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы, при котором продуктивное воображение становиться ведущим механизмом освоения культуры, - так можно сформулировать основную идею Программы дошкольной ступени в системе гимназического образования «Рекорд – Старт» (автор В. Т. Кудрявцев, по которой работает наш детский сад «Ромашка».
Общеизвестно, что психическое развитие ребенка происходит в процессе усвоения материальных и духовных ценностей, накопленных предыдущими поколениями. Чем активнее и разнообразнее вовлечение ребенка в мир человеческой культуры, тем богаче и интенсивнее его психическое развитие. В процессе своего духовного роста ребенок творчески осваивает не только уже исторически сложившиеся, но и еще исторически складывающиеся человеческие знания, умения, способности.
Обращение к этнокультурным традициям должно осуществляться не просто ради «оживления» прошлого как такового. Целевым приоритетом здесь является обогащение содержанием этой традиции духовного мира современного ребенка, ведущих форм его деятельности.
Физическая культура, формы организации двигательной активности представляют собой один из важнейших компонентов общей культуры людей. Достоянием физической культуры являются материальные и духовные ценности, исторически накопленные обществом, в которых она воплощается. Роль физической культуры определяется широким спектром воспитательных, образовательных и оздоровительных функций и форм физической культуры. Двигательная деятельность служит естественной основой для освоения всевозможных культурных ценностей, накопленного человечеством в разных видах деятельности.
Воспитывать ребенка физически здоровым, способным жить и продуктивно трудиться в суровых природных условиях Крайнего Севера – одна из важнейших задач физического воспитания. Двигательная активность обеспечивает человеку выживание. В каждом возрасте она наполняется разным содержанием, но должна быть всегда.
Наши дети – жители Ненецкого автономного округа и, естественно, их надо знакомить с трудом, бытом фольклором, играми, праздниками коренных жителей (ненцев, коми, а также и других народностей Севера : хантов, манси, эвенков, долган, чукчей и т. д.
На занятиях по физической культуре это знакомство идет через традиционную игру. Традиционная игра по своей природе многомерна и полуфункциональна. Несет в себе символическую информацию о прошлом культуры, обеспечивает передачу подрастающим поколениям исторических черт национального менталитета и этноспецифических ценностей. (Н. В, Асадулаева).
Традиционная игра является средством расширения возможностей ребенка в преобразовании т познании мира. Традиционная игра выступает в качестве универсального средства психического развития детей. В традиционной игре, как бы, моделируется история освоения ребенком культурных традиций предшествующих поколений. В основе такого «моделирования» лежит механизм обобщения сюжета игры, отражающей реальную жизнь в своих правилах.
Игры народов Севера имеют самые различные виды: сюжетные, досуговые, обрядовые, тренинговые и др. В большинстве северных народных играх упор делается на физическое развитие детей, формирование простейших операционных навыков. Эти игры способствуют упражнению детей в основных видах движений, развивают смелость, ловкость, выносливость, быстроту реакции, глазомер, т. е. все то, что так необходимо в соответствующих природно-географических условиях. Таковы, например, ненецкие игры: «Ловля оленей», «Оленеводы», «Гонки оленей», «Прыжки через нарты»; коми-игры: «Стой, олень!», «Невод»; долганские-игры: «Ловкий оленевод», «Олени и оленеводы».
В то же время ряд традиционных игр может акцентировать целый комплекс интеллектуальных, нравственных и других ценностей. Например, такие ненецкие игры, как «Камушки», «Кулачок», «Волчок», коми: Кляпча», «Котел», «Чут» служат развитию у детей ряда общественно значимых качеств (смекалка, ловкость, внимание, честность).
Некоторые игры непосредственно сопряженные с развитием ловкости и силы : «Коршун и наседка», «Игры в мяч», «Кто сильнее», «Борьба на палке», включают в себя нравственную доминанту, способствуя формированию чувства товарищества.
В традиционных играх есть вариативность и элементы, дающие говорить о них, как о средстве творческого детского развития. В игру могут вноситься изменения или дополнения. Ребенок сталкивается с необходимостью преобразовать свои действия в соответствии с новыми задачами. Видоизменения касаются таких игр, как «Прятки», «Жмурки», «Салки», ненецких игр «Ловля оленей», «Гонки на упряжках», чукотская «Такачеть» (еда в дорогу).
К играм, развивающим творческие способности детей, относятся игра-сказка «Парнейко» (ведьма, где борются две силы – добро и зло. У сказки много вариантов, дети домысливают, додумывают сюжет. Они переносят действия из прошлого в день сегодняшний, в современную жизнь стойбища. Присвоение общечеловеческого творческого опыта через сказку – необходимое условие актуализации детства. (В. Т. Кудрявцев)
Несмотря на значительные возможности традиционной игры в развитии детей, они фактически не востребуются в практике современного дошкольного воспитания, уступая место новым сюжетно-ролевым и дидактическим играм. Традиционные игры должны вернуться в детское сообщество, став реальным способом организации творческого опыта и физического воспитания детей.
Многие игры народов Севера можно и нужно проводить в детских садах, т. к. они просты по содержанию, общедоступны, не требуют сложных атрибутов (шапочки на голову, веревка, санки, деревянные топорики). Правила таких игр дети хорошо запоминают и усваивают.
В нашем детском саду «Ромашка» работа по ознакомлению детей с бытом, трудом, фольклором, играми ненцев и коми планируется не первый учебный год. Она была посвящена 90- летию образования НАО (2019 г.) и 90-летию г. Нарьян-Мара (2021 г.). В спортивном зале детского сада был установлен макет чума, который посещали дети. Хозяйка чума рассказывала детям о традиционном жилище ненцев и коми, их одежде, предметах быта, транспорте, пище. Развернута экспозиция его внутреннего убранства. В коридорах и фойе детского сада, в приемных групп организованы фото выставки, выставки рисунков, детских и семейных поделок о Севере.
Новый год в саду тоже встречали необычно: по-ненецки. Организован и проведен праздник совместно с представителями коми и ненцев. В средних, старших и подготовительн6ых группах проведены тематические физкультурные занятия и развлечения на тему «Игры народов Севера», которые вызвали у детей большой интерес и радость. Воспитатели использовали традиционные игры Севера на прогулках и в совместной деятельности. Игры проводились на большом пространстве, с использованием природного материала. С большим эмоциональным подъемом прошел спортивный праздник «На тундровой кочке», где соревновались представители двух стойбищ (дети старших групп).
Во время занятий, развлечений, праздников всегда создавалась определенная развивающая среда, которая побуждала детей к двигательной активности, давала возможность разнообразные движения, испытывая от них радость.
Два юбилейных года в саду проходили через «событийное» оформление деятельности жизни детей. На занятиях по физкультуре дети переживали событие, когда сами становились участниками большого спортивного праздника в тундре. На занятиях по ручному труду и изобразительной деятельности свои впечатления передавали через рисунки, поделки. На любом занятии педагог каждому ребенку в доступной ему форме помогал осмыслить и пережить эти события, где ребенок почувствовал значимость своих и чужих творческих свершений.
Интегрирующая схема развивающего образования, считает В. Т. Кудрявцев, заключается в следующем: ребенок должен увидеть, услышать, обыграть, изобразить. Это – гравное!