Татьяна Александровна Кочетова
Развивающая среда — одно из условий успешного формирования основ экологической культуры
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Светлячок» р. п. Тумботино
«Развивающая среда – одно из условий успешного формирования основ экологической культуры»
Подготовили: воспитатель Кочетова Т. А.
р. п. Тумботино, 2018 г.
Публикация «Развивающая среда — одно из условий успешного формирования основ экологической культуры» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема экологического образования подрастающего поколения является в настоящее время одной из актуальных и глобальных проблем. Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нём, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Потом поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности.
Экологическая грамотность, бережное и любовное отношение к природе стали аналогом выживания человека на нашей планете.
Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда даже не замечают главного. А если рядом взрослый, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети захотят узнать ещё больше. Поддерживая и развивая этот интерес, педагог может воспитать у детей многие положительные качества личности.
Основные цели и задачи современной методики экологического образования направлены на формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры, которая включает в себя осознанное и разумное отношение к природе и ее объектам, к людям, охраняющим и созидающим ее; понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды. То есть, это осознание своих умений созидательно взаимодействовать с миром природы.
Одним из условий реализации системы экологического образования в ДОУ является правильная организация и экологизация развивающей предметно-пространственной среды, которая должна способствовать не только познавательному, эстетическому и нравственному развитию, но и формированию экологически грамотного поведения в природе, безопасного как для самой природы, так и для ребенка.
Эколого-развивающая среда – это понятие, которым обозначаются места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей.
Условно эти места можно разделить на специальные и универсальные. К специальным можно отнести такую новую форму организации среды, как экологическая комната. Она предназначена для проведения комплексных экологических занятий, для релаксации, самостоятельной работы и самостоятельных игр.
Также в детском саду в отдельном помещении может быть организована лаборатория, в которой ребёнок может заниматься самостоятельной деятельностью.
Следующее специальное место – это живой уголок, в котором наряду с растениями живут и животные.
Экологическая комната, лаборатория и живой уголок могут быть объединены в экологический центр.
Для нашего детского сада эти зоны пока недоступны, поэтому в своей работе мы используем универсальные места для организации экологической развивающей среды.
К ним относится в первую очередь уголок природы, который включает в себя комнатные растения, природный материал и различные коллекции, календарь наблюдений, оборудование для трудовой деятельности, мини-огород. Главная особенность уголка природы – непосредственная близость его к детям, что позволяет воспитателю организовывать различную их деятельность на протяжении всего года. Работа с календарем, уход за растениями уголка природы, наблюдения за посадками это все компоненты методики экологического воспитания.
Уголок экспериментирования включает в себя оборудование и инструменты для проведения различных опытов и экспериментов. Опытническая деятельность, как форма работы с детьми, способствует активизации познавательной сферы дошкольников.
В центре дидактической игры собраны различные игры природоведческого содержания. Такие как: «Угадай, чей домик?», «Кто, где живет?», «Чей малыш?», «С какого дерева листок?», «Назови одним словом», «Живая-неживая природа»; лото «Времена года», «Угадай по тени»; пазлы «Лесные жители», «Домашние животные», «Дары лета» и другие.
В уголке книги, подобраны произведения познавательной и художественной литературы, знакомящие детей с миром животных, птиц, насекомых, разнообразием растений, овощей и фруктов и т. д.
Большое значение в экологическом воспитании дошкольников имеет наглядный и демонстрационный материал. Это игрушки-модели представители животного мира, муляжи овощей и фруктов, серия предметных и сюжетных картинок, различные альбомы, дидактические карточки «Правила поведения в природе», графические модели и макеты природных зон.
Содержательным, познавательным и увлекательным элементом экологической ППРС является лепбук. Лепбук – это игра, творчество, познание и исследование нового систематизация знаний, повторение и закрепление изученного.
Не менее важной для экологического воспитания является развивающая среда и территории детского сада – это и огород, клумбы и цветники, метеостанция и другие объекты. Формированию осознанного экологически-грамотного отношения детей к объектам природы способствует приобщение их к посильному труду по уходу за растениями на цветочных клумбах и огороде. Огород используется с целью выработки у дошкольников навыков ухода за растениями, знакомства с основными овощными культурами, их значением в рационе.
Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства, такие как гибкость, непрерывность, вариативность, интегрированность, открытость, установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса.
Эколого-развивающая среда в детском саду должна способствовать:
познавательному развитию ребенка;
эколого-эстетическому развитию;
оздоровлению ребенка;
формированию нравственных качеств;
формированию экологически грамотного поведения;
экологизации различных видов детской деятельности.
Методический поиск педагогов по созданию эколого-развивающей среды в современном ДОУ должен осуществляться в направлении личностно-ориентированного и вариативного подхода к детям. Необходим творческий подход к обучению и воспитанию детей в данном направлении, поиск и внедрение новых технологий всего учебно-воспитательного процесса. Каждый ребёнок индивидуален и уникален и наша задача сохранять и развивать эту индивидуальность и создавать такие условия для его жизни, развития и обучения, чтобы богатейшее эмоционально-чувственное восприятие мира позволило малышу стать Человеком.