Инна Лебедева
«Развитие звуковой культуры речи у детей 5–7 лет на музыкальных занятиях». Консультация для родителей
▼ Скачать
Изучая тему развития речи у дошкольников, стало ясно, что важнейшим показателем подготовленности детей к обучению в школе является уровень их речевого развития. Сначала ребенок осваивает звуковую речь, на основе которой позже развиваются лексическая, грамматическая, а затем и связная речь. Многие специалисты подчеркивают неразрывную связь развития звуковой культуры речи с подготовкой к усвоению грамоты.
Публикация «„Развитие звуковой культуры речи у детей 5–7 лет на музыкальных занятиях“, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Звуковая сторона речи дошкольников изучалась в разных аспектах — как развитие восприятия речи и как формирование речедвигательного аппарата. Многие исследователи подчеркивают роль развития осознания детьми фонетической стороны речи. Дети рано начинают замечать недостатки в своей и чужой речи (А. Н. Гвоздев, К. И. Чуковский, М. Е. Хватцев, Д. Б. Эльконин, М. М. Алексеева).
Дошкольники не всегда овладевают правильным произношением звуков не только к пяти, но и к шести годам. Зачастую причинами отставания являются не возрастные особенности развития детской речи (физиологическое косноязычие, а отклонения в строении артикуляционного аппарата, недостаточная подвижность отдельных его органов (губ, языка, нижней челюсти, недостаточный уровень развития фонематического восприятия (ребенок не различает на слух отдельные звуки, смешивает их).
Недостатки звукопроизношения могут выражаться в искажении звуков (звук есть, но произносится неверно, например, с произносится с неприятным на слух присвистом); в замене одного звука другим (шапка— «сапка», рак— «лак», в пропуске звуков (школа — «кола», лопата — «опата»); в смешении звуков (в одних словах звук произносится правильно, в других заменяется) : шуба, но «коска» (кошка); рыба, но «клыска» (крышка).
В педагогических исследованиях подчеркивается, что в период дошкольного детства у ребенка интенсивно развивается интонационная сторона речи, одновременно развивается его речевой слух, ощущение высоты тона, силы звука, чувство тембра и ритма.
Конечно, такие характеристики звуковой культуры речи как темп, громкость, дикция, во многом зависят от индивидуальных особенностей ребёнка, его темперамента, условий воспитания и той речевой среды, которая его окружает. Поэтому необходима специальная работа, чтобы научить ребенка в зависимости от речевой ситуации менять как силу голоса, так и темп речи, пользоваться выразительными средствами речи уместно и осознанно.
Звуки речи, отдельные элементы интонации (просодемы) — сила голоса, высота тона, темп, ритм, тембр — сами по себе, вне языка ничего не обозначают, но без них не может существовать речь: из звуков речи составляются морфемы, из звуков речи и просодем составляются слова, просодемы придают соединению слов смысл предложения. Следовательно, звуки речи и просодемы — «строительный материал» устной речи. Ребенок учится говорить, для этого он должен научиться:
а) артикулировать все характерные для данного языка фонемы (в группах старшего дошкольного возраста основное внимание уделяется дифференциации часто смешиваемых звуков ( шипящие и свистящие: [ш] — [с], [ж] — [з], [ч] — [ц], [ж] — [с’]; звонкие и глухие: [в] — [ф], [з] — [с], [ж] — [ш], [д] — [т]; сонорные: [р] — [л]);
б) произносить звуки и сочетания звуков, стоящих в определенных позициях, в слове в соответствии с традицией, т. е. по правилам орфоэпии;
в) модулировать просодемы (силу голоса, высоту тона, темп, ритм, тембр, создающие интонацию.
«Слова,— говорит К. С. Станиславский,— это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии и целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют музыкальной».
В науке о языке наименее изучен вопрос об интонации различных типов предложения и, следовательно, о просодемах, об участии в их модулировании артикуляционных органов. Некоторые просодемы довольно легко охарактеризовать. Например, темп речи зависит от того, быстро или медленно мы проговариваем ударные слоги в словах; различие высоты тона звука; просодему силы голоса можно определить как «громко», «тише», «тихо». Но вот просодема тембра голоса (тембр в значении «эмоциональная выразительность» — выражение голосом радости, горя, досады, гнева, ликования и т. д.) не поддается описанию. Тембр голоса — средство выразительности и устной речи, и пения. В состоянии возбуждения, подавленности и др. голос меняется, отклоняясь от обычного звучания. На музыкальных занятиях мы используем игры, основанные на различном произнесении текста: со страхом, с радостью и т. п.)
Под техникой речи понимают совокупность умений и навыков, посредством которых реализуется язык в конкретной обстановке общения. Имеется в виду дыхание, голос, дикция.
Немаловажную роль для развития устной речи играет правильная постановка дыхания. Звуки речи, просодемы образуются при определенном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких. Ребенок должен научиться одновременно правильно и дышать, и говорить. От правильного дыхания зависят чистота, правильность и красота голоса и его изменений (тональных оттенков).
Дыхание бывает непроизвольным и произвольным. Разницу между этими видами дыхания можно схематично изобразить так:
непроизвольное дыхание: вдох — выдох — пауза;
произвольное дыхание: вдох — пауза — выдыхание.
"Школа пения - есть школа выдыхания!" Традиционное обучение певческому дыханию начинается с глубокого носового вдоха. Затем отрабатываем быстрый и бесшумный вдох. На музыкальных занятиях мы учим детей произвольному дыханию, обращаем внимание на то, что нельзя при вдохе поднимать плечи («дышим животом»). Выработка правильного произвольного дыхания достигается тренировкой, т. е. соответствующими игровыми упражнениями.
Дикция. Ясность и чистоту произношения вырабатывают систематическими упражнениями в артикуляции, т. е. в приобретении стереотипов движения органов речи, нужных для произнесения тех или иных звуков. Эти упражнения помогают также устранить неповоротливость губ, скованность челюстей, вялость языка, шепелявость, картавость (легкие случаи, торопливость, замедленность и некоторые другие недостатки речи.
Дикция (отчетливое и ясное произношение слов, слогов и звуков) отрабатывается с помощью специального речевого материала шутки-чистоговорки («Бы-бы-бы, идет дым из трубы» и т. п., которые на музыкальных занятиях используются в распевках.
Особое внимание уделяется интонационной выразительности речи. Детей учат в инсценировках говорить разными голосами и с разной интонацией: повествовательной, вопросительной, восклицательной.
Все описанные фонетические и фонологические средства русского языка используются в связной речи одновременно. От того, как ребенок произнесет звуки речи (с энергичной, четкой артикуляцией или вяло, невнятно, какие из возможных просодем выберет (тихо — громко, быстро — медленно, изобразит тембром голоса добрые чувства или враждебные, будет зависеть стиль его связной речи, ее эмоциональная окраска.
Выше уже было сказано, что артикуляционные органы — это язык, губы, зубы, голосовые связки, легкие. Пальцы руки являются не только органом письменной речи, но и влияют на развитие речи устной. Эта роль пальцев была известна очень давно. Учеными была установлена закономерность: уровень развития речи ребенка находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Поэтому на музыкальных занятиях мы широко используем пальчиковые игры, где движения сочетаются с выразительным произнесением текста (тренировка в интонировании, развитие тембра).
Работа по воспитанию звуковой культуры речи у старших дошкольников включает формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи, интонационными средствами выразительности Образовательная программа детского сада ставит задачу полного усвоения детьми артикуляции всех звуков к седьмому году жизни.
Если ребенок научится правильно произносить все звуки родного языка и у него будет развит фонематический слух, это станет залогом успешного обучения в школе и грамотного письма, а кроме того предохранит от таких распространенных ошибок, как пропуск, перестановка и замена букв в словах.
Как показывает практика, в последнее время все больше детей старшего дошкольного возраста имеют отклонения в речи (в частности, в произношении). Поэтому мы пришли к выводу, что нужно усилить работу по воспитанию звуковой культуры речи и стали использовать различные упражнения на музыкальных занятиях.
В работе мы используем комплекс игр и упражнений, способствующий решению задач музыкального и речевого развития :
1. Артикуляционная гимнастика (вырабатывается подвижность языка, нижней челюсти, губ) по В. В. Емельянову.
2. Упражнения на развитие дыхания («Подуем на пушинку» и т. п. по В. В. Емельянову, М. Ю. Картушиной).
3. Упражнения на развитие силы голоса, звука (по В. В. Емельянову).
4. Упражнение на развитие тембра, интонации и расширение диапазона голоса (по В. В. Емельянову).
5. Упражнения на произнесение отдельных согласных, гласных звуков (по В. В. Емельянову).
6. Упражнение на расслабление голосовых связок (штробас, по В. В. Емельянову).
7. Логоритмические игры (на развитие четкой дикции, используются в распевках) (из книг Е. А. Алябьевой, А. И. Максакова, Н. Г. Комратовой, М. Ю. Картушиной).
8. Пальчиковые игры (по книгам М. Ю. Картушиной, О. И. Крупенчук, В. В. Цвынтарному).
Все упражнения проводятся в игровой форме и по принципу повторяемости. Они должны быть:
1. Точно описаны педагогом.
2. Однозначно поняты детьми.
3. Безусловно ими выполнены.
В этом случае будет наблюдаться: Мгновенная результативность. Независимость эффективности от уровня одаренности и подготовленности обучаемого.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи на музыкальных занятиях планируется нами с учетом всех ее компонентов: речевого дыхания, слухового восприятия, развития артикуляционного аппарата, интонационной выразительности и др.
На музыкальных занятиях мы решаем задачи, которые ставятся и на специальных занятиях по фонетике :
1) постановка дыхания;
2) усвоение ритма слова (слогоразделение);
3) усвоение артикуляций отдельных звуков речи;
4) приобретение навыка в модулировании отдельных просодем.
Литература:
1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании;
М., 1973г.
2. Картушина, М. Ю. Проблемы современного музыкального воспитания дошкольников /М. Ю. Картушина //Управление ДОУ. - 2005. - №5.
3. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. Т. 1.