Татьяна Бурцева
Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной деятельности
На современном этапе, в мире телевизоров и компьютеров дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, значительно обедняя свою чувственную сферу. Дошкольники стали менее отзывчивыми к чувствам других, возросло количество агрессивных и эмоционально неустойчивых детей. Будущие первоклассники испытывают серьезные трудности в налаживании доброжелательных отношений с товарищами.
Публикация «Развитие эмоциональной отзывчивости у дошкольников средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Анализ результатов педагогической диагностики развития эмпатии по адаптированной методике Е. И. Изотовой выявил, что дети дошкольного возраста испытывают следующие трудности…
Анкетирование родителей с целью изучения особенностей их отношения к воспитанию эмоциональной отзывчивости у детей выявило недостаточные представления об уровне сформированности данных качеств у ребенка.
Способность ребёнка сознавать и контролировать свои эмоции возрастает. Но сама по себе эмоциональная сфера качественно не развивается.
Актуальность опыта.
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряжённости, решением конфликтных ситуаций. Если не научить ребенка грамотно общаться с детства, это проблема будет сопровождать его всю жизнь.
Особую значимость данный опыт приобретает в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: в целевых ориентирах дана социальная и психологическая характеристика личности ребенка на завершающем этапе: это способность ребенка обладать развитым воображением, фантазией, проявлять творческие способности. Ребенок открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим людям.
Актуальность опыта заключается в формировании у дошкольников внутреннего эмоционального благополучия, способствующего внешнему проявлению эмоций, адресованных другим людям.
Проводя работу по данной теме, были выявлены следующие противоречия: между необходимостью формирования эмоциональной сферы ребенка-дошкольника и недостаточными возможностями существующих методик организации театрализованной деятельности в детском саду;
между потребностью детей в изучении современных произведений и отсутствием методических рекомендаций по работе с ними;
между развитием интереса дошкольников к театрализованной деятельности и недостаточным вниманием родителей к данной теме.
Целью педагогической деятельности является организация педагогического процесса, направленного на развитие эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
Достижению этой цели служит решение задач:1. Приобщение детей к театральной культуре, обогащение их театрального опыта: знаний о театре, театральных профессиях, театральной терминологии;
2. Воспитание у детей миролюбия, доброжелательного поведения, создание благоприятных условий для развития эмоционально-волевой сферы;
3. Пошаговое совершенствование артистических навыков детей в передаче эмоционального состояния персонажей;
4. Обогащение существующего классического репертуара театрализованной деятельности современными произведениями;
5. Вовлечение родителей в процесс формирования эмоциональной сферы дошкольника.
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании модели способов практической театрализованной деятельности с целью развития эмоциональной сферы у дошкольников.
Новизна опыта: заключается в разработке пошаговой модели театрализованной деятельности с детьми 4-7 лет, направленной на развитие у них эмоциональной отзывчивости, строящейся те только на классических, но и современных произведениях и мультфильмах.
Принципы:
• принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т. е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития;
• принцип интеграции, реализуемый в совместной деятельности педагога с ребенком, во взаимодействии с семьей;
• принцип этапности, предусматривает построение работы от простого к сложному;
• принцип доступности, подразумевающий подачу материала в понятной форме, с учетом возрастных возможностей детей;
• принцип системности, который подразумевает четко спланированную систему образовательной деятельности с различными формами работы, объединенными общей целью.
Длительность работы над опытом составляет 3 года и включает в себя три этапа:1 этап – констатирующий, в котором выявлена проблема, изучена и проанализирована методическая литература по исследуемой проблеме, подобран диагностический материал, проведены начальная диагностика детей и анкетирование родителей. Разработано тематическое планирование.
2 этап – формирующий. На данном этапе реализован разработанный календарно-тематический план.
3 этап – итоговый, проведена итоговая диагностика.
Работа по формированию эмоциональной отзывчивости основывалась на возрастных особенностях дошкольников и осуществлялось поэтапно, ступенчато.
В младшем и среднем возрасте детям интересны выступления театра взрослых. После каждого просмотра проводится беседа, где обращается внимание на эмоциональное состояние персонажей, мимические и интонационные особенности передачи образа. Предлагаются игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, на распознавание эмоциональных реакций других детей и развитие умения адекватно выражать свои эмоции. Так в группе впервые появляется куб настроений.
Проигрывания детьми упражнений в «чистом» виде неэффективно. Поэтому используются спектакли-миниатюры, развивающие умение передавать в движениях тот или иной образ.
С целью развития творческих способностей предлагала детям не просто инсценировать хорошо знакомую сказку, но сделать ее интересней, для чего добавлялись смешные эпизоды и слова героев, новые персонажи. На помощь приходят сюжеты из современных мультфильмов и художественных произведений. Таких как «Смешарики», «Лунтик», произведения Успенского, Заходера.
В старшей группе ориентировала свою работу на совершенствование исполнительских навыков у дошкольников, стимулирование проявления инициативы и творчества в театральной деятельности, поощрение импровизации.
Театрализация в старшем дошкольном возрасте становится спектаклем, в котором ребенок играет роль уже не для себя, а для зрителя. Поэтому спектакли, поставленные детьми, включались в содержание праздничных утренников: на новогодних утренниках были представлены инсценировки «Пряничный домик» и «Золушка», на утреннике, посвященном празднику 8 марта, - «В гости к бабушке».
Развитие ребёнка идёт от движения к слову. Поэтому детям легче выразить свои чувства, эмоции через пластику тела. Поэтому используются специальные упражнения для расслабления различных групп мышц, вплоть до полного расслабления всего тела (упражнения «Ласковые ладошки», «Чудесный сон котенка», игра «На полянке»).
С помощью стихотворений развивается голосовой аппарат, активизируется весь организм ребёнка. Говоря от имени определённого мультипликационного персонажа, ребёнок раскрепощается, старается передать его индивидуальные интонации.
В режимных моментах использую психологические упражнения: «Цирк» (снижение агрессивности, «Я не упаду» (формирует доверие к окружающим, «Листочек падает» (формирует умение любить окружающих) и др., а также настольный и пальчиковый театр.
Взаимодействие с семьями своих воспитанников осуществляется через консультации, рекомендации, родительские собрания «Эмоциональное благополучие ребёнка. Что это такое?», «Развитие эмоциональной сферы», где обсуждали проблемы и причины преобладания негативных или позитивных эмоций в жизни ребенка.
В заключение была проведена повторная диагностика, которая позволила выявить степень влияния театрализованной деятельности на формирование эмоциональной отзывчивости: дошкольники овладели умением взаимодействовать в подгруппе, выступать инициаторами новых идей и новых ролей, проявлять творчество в создании игровой обстановки и развитии сюжета, отражать в играх содержание литературных произведений.
Опыт показал, что в театрализованной деятельности происходит формирование творческой личности дошкольника, эмоциональной сферы и эстетической культуры. Театрализованная деятельность способствовала повышению самооценки детей, их уверенности в своих силах, выработки способности к самостоятельному и адекватному принятию решений в трудных ситуациях.