Шаповалова Элина Юрьевна
Развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии с применением нетрадиционных приёмов и материалов
▼ Скачать + Заказать документы
Шаповалова Э. Ю., МБДОУ «ДС № 2 г. Челябинска»
Аннотация: В статье даётся описание техники «Пластилинография» с использованием нетрадиционных приёмов и материалов в ДОУ, как одного из эффективных приёмов, способствующих развитию творческих способностей детей дошкольного возраста.
Публикация «Развитие творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии с применением нетрадиционных приёмов и материалов» размещена в разделах
Очень важным и особенным для ребёнка является дошкольный возраст, это такой период, когда происходит разностороннее развитие дошкольника, реализуются его возможности и первые проявления творчества Начинать развивать в ребёнке творческий потенциал нужно как можно раньше. Как отмечал Сухомлинский В. А. : «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Миру нужны специалисты, умеющие нестандартно, креативно и творчески мыслить. Основы этого нужно закладывать уже в дошкольном возрасте».
Дошкольное образование в настоящее время согласно ФГОС нацелено на развитие художественных, творческих способностей детей. Для выявления творческой активности к изобразительной деятельности у дошкольников помогает нетрадиционная техника работы с пластилином - «пластилинография» или «пластилиновая живопись».
Авторы, изучающие проблему продуктивной работы с пластилином и влияние на творческий потенциал детей (Н. П. Саккулина, Т. С. Комарова, Н. Б. Халезова и др., отмечают связь между координацией рук и уровнем эффективной работоспособности, овладение техническими навыками и качеством выполнения работы.
«Пластилинография» («графия» - создавать, изображать, «пластилин» материал, при помощи которого воплощается замысел). Принцип данной нетрадиционной техники заключается в создании лепной картины с изображением полу объёмных и выпуклых объектов на горизонтальной поверхности, данная техника «позволяет решать воспитательно-образовательные и практические задачи, помогает развиваться творчески, совершенствовать свои умения и навыки.
Основной целью моего опыта - развивать творческие способности у детей дошкольного возраста с помощью пластилинографии.
• Задачи перед нами стояли следующие: развивать в детях навык- экспериментировать с пластилином; вызвать желание и интерес к использованию данной технике работы с пластилином; прививать умение находить неординарные решения для воплощения идеи; развивать мелкую моторику и координацию пальцев и кистей; воспитывать такое качество как самостоятельность.
Сначала мы рассматриваем картины, выполненные в данной технике. Затем начинаем обучение детей от простого к сложному и после полученных начальных знаний переходим к сaмостоятельной деятельности. Обязательно объясняем правила работы с пластилином, что нужно сделать, чтобы он был мягким и податливым, не забываем напомнить о технике безопасности работы со стекой и пластилином, а после работы с пластилином необходимо навести порядок на своём рабочем месте, протереть салфеткой доску для лепки, стеку. Перед тем, как начинаем лепить необходимо размять пальчики, для этого проигрываем пальчиковую гимнастику.
В младшем дошкольном возрасте прежде всего, нужно зaинтересовaть детей. Учим разминать пластилин, пока он не станет мягким и податливым, затем учимся самым простым приёмам отщипывание и скатывание в шар.
Детей 4-5 лет учим готовить основу будущей картины, у которых уже есть навык работы с лепным материалом, помогаем при размазывании пластилина от центра к краям, дети выполняют картины посложнее в декоративном плане, применяя в работе с пластилином разные приемы. Знакомим детей с видами «пластилинографии» :
• Прямая, где лепное изображение строится на ровной поверхности. Детям предлагается определенный рисунок или готовый шаблон.
• Мозаичная – самая простая техника, так как изображение составляется из пластилиновых шариков, доступна детям всех возрастов, для этого необходимо скатать много мелких шариков,расположить их на основе и прижать.
• Обратная (витражная) предполагает рисование с обратной стороны основы, например пластик или оргстекло. Рисунок наносится на основу маркером, а затем все элементы заполняются пластилином в соответствии с замыслом нужного цвета.
• Модульная- это сложная техника, и требует умения владеть всеми приемами лепки (шарики, диски, цилиндры, косички, жгутики, кольца и т. д.)
• Контурная - предполагает вылепливание по контуру, за основу берётся раскраска или наносится маркером рисунок, затем с помощью тонких скатанных жгутиков выкладывается контур, изображение можно заполнить жгутиками или красками, к примеру.
• Многослойная -нанесенные на основу слои пластилина, она подходит для старших дошкольников, так как эта техника сложна. Для работы подбираются разные цвета пластилина, раскатывают тонкие пластинки или диски, затем
кладём друг на друга в виде многослойного пирога и разрезаем стекой на части.
Чтобы получить гладкую поверхность для будущей картины применяем приём «заглаживание», необходимо кончиками пальцев аккуратно разгладить слой пластилина. Для создания новых деталей в картине и придания ей декоративности используется приём «прищипывание». Для присоединения частей картины применяем приём «придавливание». Соединить одну часть изображения с другой помогает приём «налепливание».
Самостоятельная деятельность детей начинается тогда, когда уже освоили приемы «пластилинографии», самостоятельно выбирают сюжет к рисунку, подбирают необходимый цвет пластилина в центре изобразительной деятельности.
Для воспитателей детского провела теоретический семинар "Пластилинография в жизни дошкольника", мастер-класс для воспитателей "Пластилиновые фантазии",
Исходя из вышенаписанного, можно сказать, что занятия с использованием техники «Пластилинография» показывают, что дети становятся более любознательными, наблюдается творческая активность и интерес; движения обеих рук становятся скоординированными, проявляются воображение и фантазия. Таким образом, при правильном и грамотном подходе «Пластилинография» играет немаловажную роль в развитии творческого начала ребёнка, так как благотворно влияет и способствует сохранению психического состояния, способствует формированию положительных и позитивных эмоций.
В заключении хочу процитировать слова скульптора, который говорил о значении лепки следующее: «… В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете. Это первое чтение, изложение предмета…. Правильное соотношение частей, отличие главного от второстепенного – тела от приставных частей – все это ясно выражается при изображении предмета посредством лепки» (И. Я. Гинцбург).
Список литературы:
1. Федеральный закон РФ «Об образовании» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ// [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html
2. Грибоевская А. А., Халезова-Зацепина М. Б. Лепка в детском саду. Конспекты занятий для детей 2-7 лет. – М. : ТЦ Сфера, 2012. – 80с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://file.11klasov.net/6115-lepka-v-detskom-sadu-konspekty-zanjatij-dlja-detej-2-7-let-gribovskaja-aa-halezova-zacepina-mb.html
3. Малахова Л. Н. Использование техники пластилинографии в работе с детьми / Л. Н. Малахова, И. И. Фрезе, Т. Н. Копнина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2017. — № 4 (10). — С. 41-44. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://moluch.ru/th/1/archive/69/2742/
4. Давыдова Г. Н. «Пластилинография» — 1,2. – М. : Издательство «Скрипторий 2003г», 2006.[Электронный ресурс]. -Режим доступа: https https://nsportal.ru/detskiy-sad/applikatsiya-lepka/2019/01/13/plastilinografiya-2-davydova-g-n.