Папки-передвижки

Развитие связной речи старшего дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования

Юлия Леонтьева
Развитие связной речи старшего дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования
▼ Скачать + Заказать документы

Актуальность.

Одной из задач Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования образовательной области «Речевое развитие» является – развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Публикация «Развитие связной речи старшего дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования» размещена в разделах

В деятельности людей нет области, где не употреблялась бы речь, она нужна везде. От качества речи зависит успешность обучения детей. Чистая, правильная речь является одним из важнейших условий нормального психического развития человека.

Дошкольное детство - период, когда происходит общее развитие ребёнка и закладывается фундамент этого развития, и от того как будет заложен этот фундамент зависит не только от усилий родителей, но и от дошкольного учреждения.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста - явление очень редкое.

В речи детей существуют множество проблем:

- недостаточный словарный запас;

- неспособность составить распространенное предложение;

- бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить ответ;

- бедная монологическая речь: неспособность составить сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказать текст.

В своей практике я часто замечала трудности при обучении детей старшего дошкольного возраста связной речи. Дети не могли сосредоточить своё внимание на каком-то событии или художественном произведении, не могли одновременно заметить не только предметы, явления, но и связь между ними. Дошкольники, имеющие нарушения речи, без радости включались в образовательную деятельность, у них отмечались нарушения памяти, было снижено внимание, дети не проявляли интереса к поисковой деятельности, не отличались высокой работоспособностью. Учитывая, что в наше время дети перенасыщены информацией, необходимо сделать так чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным и развивающим.

Для достижения такого эффекта необходимо использовать и применять нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи,

а именно, метод наглядного моделирования (мнемотехника).

Актуальность использования метода мнемотехники в работе с дошкольниками состоит в том, что:

использование приёмов мнемотехники вызывает интерес и помогает решить проблему обучения без умственного и нервного напряжения, как бы играя;

использование символов- заменителей облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

• применяя графические схемы, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

Цель: выявить эффективность использования приемов наглядного моделирования – мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Педагогическое обследование развития речи дошкольников;

2. Выявить возможности мнемотехники, способствующие развитию связной речи детей;

3. Разработать и включить в воспитательно-образовательный процесс комплекс заданий, способствующих развитию связной речи, подготовить необходимый дидактический материал.

4. Анализ и коррекция работы по формирования связной речи.

Новизна.

Метод наглядного моделирования позволяет более эффективно усвоить детям предлагаемый материал, повысить познавательный интерес ребенка, создать благоприятный эмоциональный фон, активизировать речь, память, воображение, логическое мышление, творческое начало.

Мнемотехника, является доступной формой обучения, которая может быть полезной для использования в процессе обучения дошкольников связной речи. В основе метода моделирования, разработанного Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н. А. Ветлугиной лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким - либо условным знаком. Л. С. Выгодский в своей работе «Мышление и речь» выделил второй вспомогательный фактор, влияющий на процесс становления речи. Он отмечает важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Особенность метода моделирования – применение не изображения предметов, а символов. Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью моделирования, дети учатся планировать свою речь. При внедрении данного метода в образовательный процесс, дети смогут успешнее освоить знания об особенностях природы, об окружающем мире, эффективней запомнить структуру рассказа, воспроизвести информацию, наглядный материал усваивается легче, чем словесный.

Таким образом, чем раньше мы будем учить детей рассказывать и пересказывать, используя метод моделирования, тем лучше подготовим их

к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Работа по мнемотехнике строится от простого к сложному: с простейших мнемоквадратов, последовательно переходя кмнемодорожкам и позже к мнемотаблицам.

Мнемоквадрат- это графическое или частично графическое изображение

предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д. Мнемодорожка– это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов – заместителей используются : предметные картинки, силуэтные изображения, геометрические фигуры. Взяв в основу мнение великих педагогов, увидев эффективность наглядного материала, пользуясь готовыми схемами педагогов, но изменяя и совершенствуя их по-своему, в течение нескольких лет использую в работе по обучению детей связной речи приёмы мнемотехники. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей. Для изготовления этих картинок не требуются художественные способности: любой педагог в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному рассказу.

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка - зеленая, ягодка – красная. Позже - усложнять или заменять другой картинкой - изобразить персонажа в графическом виде. Например: лиса – состоит из оранжевых геометрических фигур (треугольника и круга, медведь – большой коричневый круг и т. д. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не вовлекать внимание на яркость символических изображений. Параллельно с этой работой необходимо включатьп/игры, речевые игры, слушание музыки, чтение стихов, н/печатные игры.

Для того чтобы работа была эффективной, целенаправленной, необходимы следующие требования:

-работа должна быть системной и постоянной;

-работа должна соответствовать возрастным требованиям;

-работа должна приносить ребенку радость.

Всё это создает благоприятную базу для речевого развития.

Использование метода мнемотехники облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения предложенного материала, позволяет превратить обучение в интересную и увлекательную игру. Опыт показал эффективность использования приемов наглядного моделирования в работе с детьми дошкольного возраста для развития речевой активности.

Публикации по теме:

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи детей дошкольного возраста" Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи старшего дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования
Опубликовано: 24 ноября 2020 в 14:35
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие связной речи старшего дошкольного возраста посредством использования метода наглядного моделирования» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Леонтьева (УИ 1424934) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД