Карташова Оксана
Развитие способностей у детей дошкольного возраста через развивающую-предметно пространственную среду
▼ Скачать + Заказать документы
СЛАЙД 5
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
• содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические, материалы (в том числе расходные, инвентарь, игровое, спортивное
оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей;
• трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
• полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
• доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
• безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению над жности и безопасность их использования, такими как санитарно эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
СЛАЙД 6
Учитывая требования ФГОС развивающая предметно – пространственная среда делится на пять образовательных областей:
Социально – коммуникативная;
Познавательная;
Речевая;
Художественно – эстетическая;
Физическая.
В каждой области имеются свои центры.
СЛАЙД 7
Социально-коммуникативное развитие:
__ Центр уединения и релоксации
— Центр ПДД;
— Центр пожарной безопасности;
— Центр игровой активности (центр сюжетно-ролевых игр).
СЛАЙД 8
Центр уединения и релоксации. обязательный атрибут в группе для детей. Такие тематические зоны дают ребёнку дополнительные возможности для того, чтобы расслабиться,устранить бесспокойство,сбросить излишки напряжения,востановить силы,увеличеть запас энергии и просто побыть одним
СЛАЙД 9
В центре содержится материал по ознакомлению с родным поселком, страной, государственной символикой а так же уголок русского быта в котором собраны предметы старины, и быта крестьян, материал по приобщению детей к истокам русской народной культуры. Главной целью патриотического центра является воспитание будующей нравственной личности.
СЛАЙД 10
В свободном доступе для детей находятся атрибуты сюжетно-ролевых игр,которые позволяют детям постоянно накапливать опыт самостоятельной деятельности. Он представлен куклами, наборами мебели, посуды,муляжами овощей и фруктов.
Игра — основной вид деятельности дошкольников. Яркий, насыщенный игровой центр создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми.
СЛАЙД 11,12
В центре по ПДД и пожарной безопасности находятся необходимые атрибуты к сюжетно-ролевым играм и занятиям по закреплению правилам дорожного движения. Дидактические игры, настольные игры,а также различный транспорт в виде игрушек Дети при необходимости объединяют центр сюжетно-ролевых игр, ПДД и пожарной безопасности.
Основная цель воспитательной работы заключается в том, чтобы выработать у детей привычку безопасного поведения на дорогах и расширить у ребёнка о проблемах безопасности дорожного движения в целом.
СЛАЙД 13
Познавательное развитие:
— Центр «Уголок Природы»;
— Центр конструктивной деятельности;
— Центр математического развития;
— Центр экспериментирования.
СЛАЙД 14
Большой популярностью у детей пользуется центр природы и эксперементирования. Он содержит календарь природы, разнообразные фигурки животных, дидактические игры, картинки и иллюстрации о природе, поделки из природного материала.
В нем находится материал для осуществления опытной деятельности: лупы, мерные стаканчики, песочные часы, камни и т. п. В процессе выполнения опытов и исследований дети учатся составлять небольшие рассказы, размышлять, рассуждать и доказывать, получают новые знания о предметах и явлениях.
Эксперементальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы,развивает мыслительные операции, стимулирует позновательную активность детей и любознательность.
СЛАЙД 15
Центр математического развития имеет важные развивающие функции: Задачами центра математики является целенаправленное формирование у детей интереса к элементарной математической деятельности пособия с цифрами, счетный материал, дидактические игры, развивающие игры математического содержания.
СЛАЙД 16
Центр конструктивной деятельности организован так, что бы дети могли строить подгруппой и индивидуально. Здесь содержится разнообразный строительный материал, который находится в свободном доступе для детей. Для построек имеются образцы моделей, схемы, рисунки. Дети с большим удовольствием строят. Дети учатся конструировать по схемам,развивается умение наблюдать, анализировать,сравнивать и сопостовлять предметы по признакам,развиваются творческие способности у детей в свободной игровой деятельности.
СЛАЙД 17
Речевое развитие:
— Центр речевого развития
— Центр Книги
СЛАЙД 18
В речевом центре находятся: 1. Игры для развития речевого дыхания. Правильное дыхание — залог успеха в освоении труднопроизносимых звуков. Используя дыхательную гимнастику можно обеспечить предупреждение нервного перенапряжения, восстановить правильное речевое дыхание, создать положительный эмоциональный настрой, а также преодолеть речевые расстройства ребёнка. В этом уголке мы создали картотеку дыхательных упражнений и игр. Например, такие дидактические игры как, «Катись, карандаш», «Воздушный шарик», «Свистульки», «Мыльные пузыри», «Подуй в дудочку», «Ветерок».. Для развития речи используем набор предметных, сюжетных картинок; дидактические игры и пособия: «Профессии», «Кто, где живет?»; «Времена года», предметные картинки по лексическим темам; «Большие и маленькие» (употребление в уменьшительно-ласкательной форме); «Распорядок дня»; «Кем быть», «Мой дом». Здесь дети продолжают учиться составлять рассказы по сюжетной картинке, по картинкам. Описывая предмет, рассматривая иллюстрацию, они учатся самостоятельно составлять план рассказа, а затем и сам рассказ. В речевом уголке находятся пособия и дидактические игры для обучения грамоте: домики с твердыми и мягкими звуками; индивидуальные пособия для звукобуквенного анализа; игры «Делим слова на слоги»; «Найди себе пару»; «Чтение по слогам», «Я учу буквы»; «Найди место звука в слове»; «Прочитай по первым звукам», «Разложи картинки»; «Один — много», «Многозначные слова», «Антонимы», «Придумай слова со звуком»;, «Четвёртый — лишний», «Цвет и форма», «Говори правильно», магнитная доска; наборы магнитных букв; кубики «Азбука в картинках»; разрезные картинки, домино. Работа в этом уголке способствует развитию всех сторон речи.
СЛАЙД 19
В этом центре ребенок имеет возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее с яркими иллюстрациями. Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей. Ежедневное чтение художественной литературы в детском саду, оказывают большое влияние на познавательно-речевое развитие детей. На литературном материале дети усваивают сложные понятия: жанр, рифма, писатель, автор, иллюстрация, поэзия, поэт, и др.
СЛАЙД20
Художественно-эстетическое развитие:
— Центр ИЗО или уголок творчества;
— Центр музыкально-театрализован-ной деятельности.
СЛАЙД 21
Театрализованные игры решают следующие задачи:
С целью речевого развития, развития эмоциональной сферы дошкольников в группе создан театральный центр с разными видами театра (настольный, пальчиковый, Би-ба- бо кукольный, теневой). Здесь расположились сказочные персонажи, выполненные из различных материалов. В инсценировке сказок дети учатся правильно выстраивать предложения, перевоплощаются в разных героев, меняя при этом интонацию, голос. Работа в этом уголке способствует обогащению словарного запаса детей, развивается память, а также диалогическая и монологическая речь.
Театрализованные игры решают следующие задачи:
Развивают артикуляционную моторику;
Расширяют словарный запас;
Развивают монологическую и диалогическую речь;
Развивает общую и мелкую моторику.
СЛАЙД 22
В Центре «Творческая мастерская»находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. К данному центру имеется свободный доступ. Воспитанники знакомятся с работами художников и народных мастеров, с произведениями декоративно-прикладного искусства. Работа по восприятию прекрасного в жизни и искусстве находит свое воплощение в детском художественном творчестве (рисование, аппликации, лепке). Содержание работы в рамках художественного труда способствует развитию мелкой моторики руки ребенка. Известно, что развитие речи связано с развитием движений пальцев рук. В течение года дети активно работают ножницами, со штампами, трафаретами. Используются приемы обрывания, процарапывания, складывание бумаги. Дети выполняют работы, а затем о них рассказывают. При этом развивается связная речь, фантазия, воображение. Работа в этом уголке способствует развитию мелкой моторики.
СЛАЙД 23
Физическое развитие:
— Центр физического развития;
— Спортивный уголок «Будь здоров!»
СЛАЙД 22
Физкультурно-оздоровительный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Спортивное оборудование способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность. Здесь имеются: спортивный инвентарь, игрушки, дорожки здоровья для профилактики плоскостопия, дидактические игры спортивного содержания.
СЛАЙД 25
Вывод.
Организация развивающей ППС в ДОУ с учетом требований ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.