Айталина Афанасьевна
Развитие социально-этических навыков у дошкольников посредством изучения культуры и традиций народа Саха
▼ Скачать + Заказать документы
Филатова Айталина Афанасьевна
Воспитатель,Таттинский улус. с. Черкех
filatovaayta@gmail.com
"Развитие социально-этических навыков у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций"
Аннотация: Данная статья посвящена вопросу развития социально-этических навыков у дошкольников народа Саха. Рассматривается значимость изучения культуры и традиций народа Саха для формирования у детей ценностного отношения к своей национальной и культурной идентичности, а также развития социально-этических навыков. В статье представлены рекомендации по включению изучения культуры и традиций народа Саха в дошкольное образование, организации межнациональных мероприятий и вовлечения родителей в этот процесс.
Публикация «Развитие социально-этических навыков у дошкольников посредством изучения культуры и традиций народа Саха» размещена в разделах
Ключевые слова: социально-этические навыки, дошкольное образование, народ Саха, культура, традиции.
Социально-этический навык – это умение адекватно взаимодействовать с окружающими людьми и обществом в целом в соответствии с принятой моралью и этикой. Он включает в себя понимание и соблюдение социальных норм и правил, уважение к мнениям и чувствам других людей, умение решать конфликты и принимать решения, которые учитывают интересы и потребности общества в целом. Социально-этические навыки являются важной составляющей личностного развития и успешной адаптации в обществе. Они формируются в процессе социализации человека и могут быть развиты как в процессе образования, так и в повседневной жизни.
Социально-этические навыки являются важным аспектом воспитания и развития ребенка. Они позволяют малышу понимать свои эмоции, уважать чужие права и мнения, находить компромиссы и быть толерантным к различиям. В контексте народа Саха, изучение культуры и традиций может стать эффективным способом развития этих навыков. Цель данной статьи - обосновать необходимость развития социально-этических навыков у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций, а также предложить практические рекомендации для реализации этого подхода.
Изучение культуры и традиций народа Саха в Якутии имеет огромную значимость для формирования у детей ценностного отношения к своей культуре и национальной идентичности, а также развития социально-этических навыков. Культура и традиции народа Саха богаты и разнообразны, они находят свое отражение в народных обрядах, песнях, танцах, национальной кухне, одежде и ремеслах.
Изучение культуры и традиций народа Саха в дошкольном возрасте помогает детям узнать и полюбить свой народ, понять его историю и традиции, а также уважать культуру и традиции других народов. Это в свою очередь способствует формированию у детей позитивного отношения к многообразию культур и народов, что является важной составляющей социально-этических навыков.
В Якутии существует множество образовательных программ и проектов, которые направлены на изучение культуры и традиций народа Саха в дошкольных учреждениях. Одним из примеров таких проектов является "Якутский традиционный календарь", который включает в себя изучение народных праздников, обрядов, народных промыслов и многого другого. Этот проект помогает детям узнать и полюбить свою культуру, а также развивать социально-этические навыки, такие как уважение к культуре и традициям других народов, толерантность и понимание многообразия культур. Таким образом, изучение культуры и традиций народа Саха в дошкольном возрасте имеет огромную значимость для формирования социально-этических навыков и уважительного отношения к культуре и традициям своего народа и других народов.
Культура и традиции народа Саха (Якутия) богаты и разнообразны. Ребенок, изучая их, учится уважать и ценить свои корни, понимать и уважать другие культуры и традиции. Например, ребенок может узнать о том, как народ Саха традиционно отмечает праздники, как они плетут красивые косы, как ухаживают за животными. Изучение традиций может помочь ребенку научиться уважать других людей и их культуру.
Кроме того, изучение культуры и традиций народа Саха может помочь развить у ребенка социальные навыки. Например, народ Саха славится своими традиционными играми и забавами. Ребенок может научиться работать в команде, проявлять инициативу и ответственность, а также учится уважать правила игры и чужие мнения.
Изучение культуры и традиций народа Саха может также помочь развить у ребенка эмпатию и понимание других людей. Например, ребенок может узнать о том, как народ Саха ухаживает за старшими людьми и уважает их мнение. Это может помочь ребенку понять, что каждый человек уникален и заслуживает уважения.
Кроме того, изучение культуры и традиций народа Саха может помочь развить у ребенка позитивный национальный идентичен. Ребенок может узнать о своих корнях и научиться ценить свою культуру и традиции, а также понимать, что они имеют ценность и важны для его народа. Это может помочь ребенку развить чувство гордости за свой народ и способствовать формированию позитивного отношения к своей культуре и истории.
Для того чтобы развивать социально-этические навыки у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций, необходимо использовать разнообразные методы обучения. Например, можно проводить мастер-классы по плетению кос, устраивать конкурсы по традиционным играм, организовывать экскурсии в музеи и исторические места. Важно также включать родителей в процесс обучения, чтобы они могли поддерживать интерес ребенка к изучению культуры и традиций своего народа.
Для детей народа Саха изучение культуры и традиций может также стать ключевым элементом развития их личности. Ребенок может познакомиться с историческими фактами, обрядами и праздниками своего народа, что поможет ему лучше понимать свое место в мире и социуме, а также формировать свои ценности и мировоззрение.
Важно также отметить, что изучение культуры и традиций народа Саха может помочь в развитии языковых навыков. Многие традиции и обряды народа Саха связаны с языком, что позволяет детям учиться языку в естественной обстановке и использовать его в повседневной жизни. Одним из способов изучения культуры и традиций народа Саха является включение этой темы в образовательную программу дошкольных учреждений. Это может включать изучение народных сказок и легенд, песен и танцев, а также посещение мест, связанных с историей и культурой народа Саха.
Кроме того, важно понимать, что изучение культуры и традиций народа Саха может быть полезно не только для детей этого народа, но и для детей других народностей [1]. Это помогает детям понимать и уважать различия между народами и культурами, что является важным элементом развития толерантности и межкультурного диалога. В целом, изучение культуры и традиций народа Саха является важным элементом развития социально-этических навыков у дошкольников. Это помогает детям развивать позитивное отношение к своей культуре и истории, формировать позитивный национальный идентичен, а также уважать и понимать культуры и традиции других народов.
Для достижения этих целей важно, чтобы родители и педагоги включали изучение культуры и традиций народа Саха в повседневную жизнь детей. Например, можно петь народные песни и устраивать народные игры, рассказывать о традиционной кухне и одежде, посещать народные музеи и выставки.
Также следует уделять внимание обучению детей традиционным ремеслам, таким как вышивка, плетение из конского волоса, народные куклы и многое другое. Это не только поможет детям узнать больше о своей культуре, но и развить моторику рук, терпение и усидчивость.
Важно отметить, что изучение культуры и традиций народа Саха может быть эффективным только в том случае, если оно осуществляется в естественной среде. Для этого необходимо сохранять и защищать культурное наследие народа Саха, включая традиционные обряды, праздники и язык. Кроме того, для развития социально-этических навыков необходимо создавать условия для коммуникации между детьми разных культур и национальностей. Это может быть достигнуто через организацию межнациональных мероприятий и развитие мультикультурной среды в дошкольных учреждениях [3].
На основе вышеизложенного, можно выделить следующие рекомендации для развития социально-этических навыков у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций :
1. Включайте изучение культуры и традиций народа Саха в повседневную жизнь детей. Это может быть пение народных песен, рассказы о традиционной кухне и одежде, посещение народных музеев и выставок.
2. Уделяйте внимание обучению традиционным ремеслам.
3. Сохраняйте и защищайте культурное наследие народа Саха, включая традиционные обряды, праздники и язык.
4. Организуйте межнациональные мероприятия и развивайте мультикультурную среду в дошкольных учреждениях для создания условий для коммуникации между детьми разных культур и национальностей.
5. Вовлекайте родителей и семьи в изучение культуры и традиций народа Саха, чтобы расширить кругозор и повысить интерес к культурному наследию.
6. Поддерживайте и развивайте программы обучения народной культуре и традициям для педагогов и специалистов, работающих в дошкольных учреждениях.
Развитие социально-этических навыков у дошкольников народа Саха через изучение культуры и традиций - это долгосрочный процесс, который требует внимания и усилий со стороны всех заинтересованных сторон. Однако, благодаря правильному подходу и совместным усилиям, мы можем помочь детям народа Саха развиваться в гармонии с культурными традициями своей нации и стать творческими, уважительными и ответственными гражданами в будущем.
В заключение, изучение культуры и традиций народа Саха является не только важным элементом развития социально-этических навыков у дошкольников, но и является ключевым фактором сохранения и развития культурного наследия народа Саха. Поэтому необходимо уделить должное внимание этому вопросу и создать все условия для эффективного изучения и сохранения народной культуры и традиций. Изучение культуры и традиций народа Саха может стать эффективным способом развития социально-этических навыков у дошкольников. Оно помогает ребенку научиться уважать других людей и их культуру, развивать социальные навыки, эмпатию и понимание других людей, а также формировать позитивный национальный идентичен.
Ссылки на источники
1. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. / Авт. вступит. Статьи А. Н. Леонтьев; сост. М. Г. Ярошевский. — М. : Педагогика, 1984.
2. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника. — М. : Знание, 1986.
3. Запорожец А. В. Избранные псих. труды. В 2 т. — М. : Педагогика, 1986. — Т. 1. — С. 316; Т. 2. — С. 296.
4. Поддьяков Н. Н. Развитие идей А. В. Запорожца в исследовании творческой активности детей. // Вопросы психологии. —
2005. — №5. — С. 113—118.
5. Ильницкая И., Остапенко Л. Развитие творческого потенциала в процессе проблемного обучения. // Дошкольное воспитание. — 2006. — №12. — С. 82.