Ирина Орлова
Игры для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия
I этап узнавание неречевых звуков. 1) «Тайная коробочка звуков».
Цель: развитие слухового внимания и дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: коробка, музыкальные инструменты (бубен, колокольчик, маракасы, треугольник, барабан, дудка и т. д.)
Публикация «Игры для развития слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия» размещена в разделах
- Игры для детей
- Игры на развитие внимания
- Память. Развитие памяти у детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие фонематического слуха
- Слуховая и звуковая память. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Описание игры : Логопед предлагает детям по очереди (глаза закрыты) угадать по звучанию, какой музыкальный инструмент прячется в звуковой коробочке.
Игру можно проводить индивидуально с детьми.
2) «Выбери по звучанию».
Цель: Развитие слухового внимания и дифференциация неречевых звуков.
Оборудование: мешочки с различным наполнением (крупа, пуговицы, скрепки и т. д, изображения наполнения мешочков.
Описание игры : задача ребенка угадать по звуку содержание мешочка. Угаданный, по мнению мешочек ребенок кладет на картинку и изображением угаданного.
II этап различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, сочетаний слов и фраз. 1) «Животные и их детеныши».
Цель: Формировать умение детей различать характер звукоподражанию и высоту голоса.
Оборудование: картинки (животные и их детеныши).
Описание игры : Логопед раздает детям картинки с изображениями животных – (взрослых и детенышей). Детям необходимо ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса поднять соответствующую картинку.
- кошка - котенок; мяу (низко) мяу (высоко)
- свинья - поросенок; хрю (низко) хрю (высоко)
- коза - козленок; мэ (низко) мэ (высоко)
- корова - теленок му (низко) му (высоко)
2) «Угадай, кто позвал».
Цель: Развивать умение детей различать высоту голоса.
Описание игры : Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал. Затем игра усложняется: все дети зовут водящего («Ау!», а тот отгадывает, кто его звал. Последний вариант этой игры состоит в том, что водящий произносит «Ау!» то громко, то тихо, а дети отгадывают, далеко или близко он находится.
III этап различение слов, близких по звуковому составу. 1) «Хлопни - топни».
Цель: Формировать умение детей различать слова близких по звуковому составу.
Оборудование: картинки (банан, кукла, ложка и т. д.).
Описание игры : Логопед показывает картинку, четко и громко называет изображенный предмет, например «КУКЛА», затем произносит звукосочетание: «ЖУКЛА, КУПЛА, КУКЛА, ДУКЛА». Если ребенок услышал правильное название того, что изображено на картинке, то он должен хлопнуть, а если не правильное – хлопнуть.
2) «По порядку».
Цель: дифференциация слов близких по звучанию.
Оборудование: картинки, близкие по звучанию (рак, мак, дом, дым, кот, сок).
Описание игры : Логопед называет несколько слов (ком, кот, сок). Ребенок должен выставить картинки в заданной последовательности.
IV этап дифференциация слогов 1) «Хлопни в ладоши».
Цель: развивать навыки фонематического слуха, умение выделять [а] из ряда гласных, слогов, слов.
Описание упражнения: Ребенку предлагается хлопнуть в ладоши, когда он услышит звук [а].
2) «Выделить звук».
Цель: Формировать умение выделять слог.
Описание упражнения: Логопед просит детей подать заранее условленный сигнал (хлопок, когда дети услышат слог, отличающийся от других: са-са-па-са, ра-ра-ра-ба и т. д
V этап дифференциация фонем. 1) Игра «Звук заблудился».
Описание упражнения: Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное: Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
VI этап развитие навыков элементарного звукового анализа. 1) «Паровозик».
Цель: развивать у детей навыки элементарного звукового анализа.
Оборудование: Паровозик с картинками (дом, ложка, кукла, кошка и т. д.) и вагончики.
Описание игры : Задача ребенка назвать картинку, которую везет паровоз, затем поделить слово, на слоги, присоединяя при этом столько вагончиков, сколько слогов в данном слове.
1) «Игра «Отстукивание слогов».
Цель: обучать слоговому анализу слов.
Оборудование: барабан.
Описание игры : Дети садятся в ряд. Логопед объясняет, что каждому ребенку будет дано слово, которое должен отстучать на барабане. Произносит отчетливо громко слово, например колесо. Вызванный ребенок должен отстучать столько раз, сколько слогов в данном слове. Логопед дает детям разные по количеству слогов слова.