Лучший педагог года

Развитие сенсорных способностей у детей с РАС

Юлия Кобелева
Развитие сенсорных способностей у детей с РАС

Основы успешного интеллектуального развития и социальной адаптации закладывается у ребенка с грудного возраста. И если у ребенка с расстройством аутистического спектра дальнейшее развитие проходить в затрудненной форме, возникает необходимость начинать развитие ребенка с первичных ощущений и восприятий, которое он возможно пропустил в раннем возрасте. Сегодня актуальным становится вопрос включения детей с ограниченными возможностями здоровья в социум. В связи с чем, использование мер по адекватной коррекции, абилитации и развитию ребенка, имеющего аутизм, являются необходимыми. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т. е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с РАС сенсорный опыт спонтанно не формируется. У них отмечаются отставание развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональноволевых). Множественные сенсорные нарушения, выражаются в диапазоне от сверхчувствительности к определенным раздражителям и гиперреакции на них до игнорирования любых раздражителей и, соответственно, гипореакции на них. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с РАС избирательно Чувствительны к некоторым сенсорным воздействиям, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию. Сенсорное развитие в комплексе должно включать опору на сенсорную интеграцию и обучение с помощью сенсорных эталонов. Эффективным в работе по сенсорному развитию является использование специальных методов сенсорной интеграции: в частности, для проприорецептивной интеграции, т. е. методов, направленных на ощущение тела, и экстерорецептивной интеграции, методов, направленных на «включение» рецепторов, за счет работы которых воспринимается информация, получаемая из внешнего окружения с помощью зрения, слуха, вкуса, обоняния, тактильных ощущений.

Нарушение сенсорной интеграции у ребенка проявляется в том, что он:

• Мало участвует / не участвует в групповых играх.

• Требует к себе частого внимания.

• Склонен к самостимулирующему поведению.

• Склонен к ригидности / не выносит перемен в распорядке дня.

• Склонен к частым приступам гнева.

• С трудом засыпает / просыпается.

• Склонен к резкой смене настроения.

• Гиперактивен.

• Плохо держит равновесие / координирует движения.

• Располагает тело / руки в необычных положениях.

• Слишком Сильно / слишком слабо нажимает на предмет.

• Часто спотыкается или ударяется о предметы.

• Прогибается назад, когда его держат / переносят.

• Избегает грязных предметов / грязных рук.

• Не любит прикосновений / объятий.

• Не любит ухаживать за собой.

• Бьет себя по голове / кусает себя.

• Предпочитает прикасаться сам, избегает прикосновений к себе.

• Старается не задействовать руки во время игр / ухода за собой.

Основные задачи в работе по сенсорному развитию с детьми с РАС это:

• смягчение сенсорного и эмоционального дискомфорта.

• обогащение чувственного опыта через постепенное расширение спектра воспринимаемых ребенком сенсорных, тактильных стимулов.

• создание условий для овладения аутичным ребенком сенсорными эталонами (форма, цвет, величина, ориентации во внешнем мире, развития познавательных процессов.

Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация, отрабатывается важнейшая реакция оживления и слежения, формируется зрительно-моторный комплекс (в процессе манипуляций с предметами развивают тактильное, зрительно-тактильное, кинестетическое, мышечное восприятие). В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире. На первом этапе реализуется работа с сенсорами: сенсорная интеграция (проприорецепторы, вестибулярный аппарат; слуховое, зрительное, тактильное восприятие). Ощущение тела, его положения в пространстве, ощущение тепла, холода, мокрого, сухого и т. п., и начальное запоминание этих ощущений происходит именно в раннем возрасте. Игры с песком, водой, перекладывание предметов, звуковые игрушки и игры – необходимый компонент сенсорных игр. Благодаря сенсорной игре дети узнают о свойствах физиологических и чувственных возможностях, а также о свойствах вещей, которые их окружают. Следующий этап – отработка сенсорных эталонов: цвета, формы, пространства с опорой на прорисовывание «рука в руке», указательного жеста, устное комментирование взрослого, повторение сенсорных эталонов в разных комбинациях и сочетаниях, использование сенсорных эталонов на карточках и в игре, использование специально разработанных сенсорных игр, узнавание сенсорных эталонов в быту и окружении, сенсорная стимуляция – это также основные направления работы. На занятиях по развитию зрительного восприятия решаются следующие коррекционные задачи:

- формирование адекватных зрительных образов предметов;

- расширение объема, точности зрительных восприятий и зрительной памяти;

- формирование умений наблюдать за предметом: прослеживание взглядом за движущимся близко расположенным предметом (по горизонтали, по вертикали, по кругу, вперед/назад);

- совершенствование зрительно-моторных координаций; - формирование собственно сенсорных эталонов (формы, величины, цвета – узнавание и различение, умение группировать предметы по различным (в том числе самостоятельно выделенным) нескольким признакам (2—3, составлять сериационные ряды, сравнивать плоскостные и объемные фигуры, использовать различные приемы измерения. Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный, оттенков: Голубой, фиолетовый, розовый, оранжевый. Различение и называние простейших геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг, прямоугольник). Величина: большой — маленький, высокий — низкий, длинный — короткий. Пространственная ориентировка: право — лево, верх — низ, спереди — сзади. На занятиях по развитию слухового восприятия решаются следующие коррекционные задачи: - соотнесение звука с его источником; - нахождение объектов, одинаковых по звучанию; - развитие слухо-моторной координации. Дифференциация неречевых звуков: различные и сходные звуки: звон маленького колокольчика и большого колокольчика, шуршание толстой и тонкой бумаги, тихие шаги и топот, поиск большой или маленькой резиновой игрушки и т. д. Имитация голосов животных: кто как голос подает, узнавание животного по имитации голоса: корова — му, собака — ав и др. На занятиях по развитию кинестетического и тактильно-двигательного восприятия (игры с движениями и тактильными ощущениями) решаются следующие коррекционные задачи: - стимулирование проприоцептивной системы: формирование ощущений от различных поз и движений тела или отдельных его частей в пространстве; стимулирование вестибулярного аппарата, улучшение чувства равновесия (вестибулярные ритмичные игры); - развитие умения согласовывать движения различных частей тела; - выполнение действий и серий действий по инструкции педагога; - развитие кинетического и кинестетического праксиса; - формирование адекватной эмоционально-двигательной реакции на прикосновения человека; Тактильно-двигательное восприятие: различение поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твердый, шершавый, колючий и др., формирование адекватной реакции на соприкосновение с материалами (дерево, металл, пластмасса, бумага, вода и др., фактуре (гладкий, шероховатый, острый, вязкости (жидкий, густой, сыпучий). Таким образом, целенаправленная, систематическая и планомерная работа по сенсорному развитию у детей дошкольного возраста с РАС способствует интеллектуальному развитию и определяет успешность работы по подготовке ребёнка к переходу на новую ступень образования.

Публикации по теме:

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей 2–4 летДидактические игры на развитие сенсорных способностей детей 2–4 лет Дидактические игры на развитие сенсорных способностей детей 2-4 лет Воспитатель: Строганова Вера Юрьевна Предлагаю вашему вниманию дидактические.

Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими рукамиДидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками Дидактические игры на развитие сенсорных способностей и внимания у детей дошкольного возраста своими руками. Лариса Гацко. Блог. Уважаемые.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие сенсорных способностей у детей с РАС
Опубликовано: 21 октября 2024 в 11:14
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие сенсорных способностей у детей с РАС» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Кобелева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи. Передвижка

Яркой и неповторимой городецкой росписи посвящен сегодняшний праздник.Этот народный промысел стал визитной карточкой не только маленького городка Городец в Нижегородской области, но и всей России.

21 октября. Праздник зонтика

Про зонтик мы особенно часто вспоминаем осенью — он наш верный друг на осенних прогулках. Зонтик — это еще и любимый детьми атрибут для игр, ведь с ним можно придумать столько интересного. Отмечаем...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД