Римма Юлдашева
Развитие сенсорных способностей детей 3–4 лет через игру
▼ Скачать + Заказать документы
Проект: «Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет через игру
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Публикация «Развитие сенсорных способностей детей 3–4 лет через игру» размещена в разделах
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» май 2021
Значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Главное направление сенсорного воспитания должно состоять в вооружении ребенка сенсорной культурой.
Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода. Таким образом, проблема формирования сенсорной культуры является приоритетной, имеет первостепенное значение в развитии ребенка и требует пристального внимания.
Именно поэтому я выбрала для себя тему: «Сенсорное развитие детей 3-4 лет через дидактические игры»
Паспорт проекта
Сроки реализации проекта долгосрочный
Участники проекта (возраст) дети второй младшей группы, воспитатель, родители.
Цель проекта развитие сенсорных способностей детей через дидактические игры и упражнения.
Задачи проекта - ознакомиться с научно-методической литературой по данной проблеме;
- активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения;
- создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
- подобрать эффективные игры, игровые упражнения, игры-занятия по сенсорному воспитанию;
- создать сенсомоторный уголок в группе;
- составить картотеку игр по сенсорному развитию;
- выступить с темой проекта на педсовете.
Ожидаемые результаты
Повышение своей компетентности в вопросах сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Разработка и апробирование занятий по сенсорному развитию с применением дидактических игр и упражнений, создание педагогических разработок по данной теме.
Разработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, выставок по исследуемой теме.
Выступления на педагогическом совете с данной темой.
Продвижение персональной страницы в сети Интернет, размещение на ней методических материалов по данной теме.
Форма презентации проекта видеофильм, раскрывающий содержание проекта.
Сроки реализации проекта:
Проект долгосрочный.
Планируемые сроки реализации: сентябрь 2020 г - апрель2021 г.
Актуальность проекта:
Главной составляющей полноценного развития детей в младшем дошкольном возрасте является сенсорное развитие.
Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее
Цель проекта:
Создание условий для организации работы, направленной на повышение уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- ознакомиться с научно-методической литературой по данной проблеме;
- расширить свои знания о сенсорном воспитании детей младшего дошкольного возраста;
- активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения;
- создать оптимальные условия для сенсорного воспитания ребенка;
- содействовать развитию сенсорной, психомоторной сферы детей путем познания ими, цвета, величины;
- подобрать эффективные игры, игровые упражнения, игры-занятия по сенсорному воспитанию;
- привлечь родителей к созданию развивающих игр и пособий;
- создать сенсомоторный уголок в группе;
- составить картотеку игр по сенсорному развитию;
- выступить с темой проекта на педсовете.
Методы и приемы:
1. Образовательная деятельность с использованием игр и игровых упражнений.
2. Игровые образовательные ситуации.
3. Работа с предметными и сюжетными картинками.
4. Дидактические игры.
5. Игровые упражнения на развитие мелкой моторики.
6. Опыты и экспериментирование.
Проблема:
Недостаточное развитие сенсорных способностей воспитанников. В наше время современные дети испытывают недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений и воспринимают окружающий мир линейно, однобоко, усвоение происходит стихийно, поверхностно.
В начале года мы провели диагностику по выявлению у детей сенсорных навыков. Проверяя сенсорные способности, мы выяснили, что лишь небольшая часть детей различает основные цвета и размеры, а форму пытались различать лишь единицы.
Обоснование проблемы:
- недостаточное внимание педагогов к сенсорному развитию детей в детском саду;
- недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений у детей;
- поверхностные знания педагогов и родителей о формах работы по сенсорному развитию детей;
- линейное и однобокое восприятие окружающего мира детьми;
- недостаточная оснащённость предметной среды в групповой комнате для реализации игровой деятельности по сенсорному развитию.
Ожидаемые результаты:
- Повышение своей компетентности в вопросах сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
- Разработка и апробирование занятий по сенсорному развитию с - применением дидактических игр и упражнений, создание педагогических разработок по данной теме.
- Разработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, выставок по исследуемой теме.
- Сообщения, выступления на педагогических советах с данной темой.
- Продвижение персональной страницы в сети Интернет, размещение на ней методических материалов по данной теме.
Ожидаемые результаты для детей :
Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 3-4 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.
Формирование сенсорных представления путём выделения формы, цвета, и величины предметов.
Формирование познавательно – речевой активности детей младшего дошкольного возраста.
Закрепление и расширение знаний детей об эталонах цвета.
Формирование умения детей играть в дидактические игры.
Ожидаемые результаты от работы с родителями
Формирование родительской культуры в области сенсорного воспитания и сенсорного развития ребенка 3-4 лет.
Формирование умения создавать дома условия для игр по сенсорному развитию ребёнка и правильно подбирать их.
Формирование заинтересованности родителей в дальнейшем развитии своих детей.
Выход темы
- консультация для родителей по теме «Путешествие в страну Сенсорику»;
- картотека дидактических игр по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста;
- презентация для педагогов по теме «Сенсорное развитие детей 3- 4 лет через дидактические игры»
ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ
Для успешной реализации проекта в основу структурирования заложен принцип поэтапного достижения цели проекта, который представлен следующим образом:
I Этап (подготовительный) проходил в сентябре 2020 года
1. Определение проблемы;
2. Изучение литературы по данной теме;
3. Проведение диагностического исследования детей второй младшей группы, которое необходимо с целью выявления уровня сформированности знаний и умений воспитанников о сенсорной деятельности (Приложение A);
4. Постановка цели и задач;
5. Составление перспективного плана работы с детьми;
6. Составление плана по работе с родителями;
5. Анкетирование родителей;
6. Оформление уголка для родителей по теме «Игры по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста»;
7. Оформление уголка сенсорного развития;
8. Изготовление игр по сенсорному развитию;
Процедура диагностики осуществлялась на основе личностно-ориентированного подхода с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей (Приложение А).
В ходе изучения были получены следующие результаты
(см. гистограмму 1).
Таким образом, из приведенных выше данных, следует, что у 70% детей низкий уровень сформированности элементарных знаний для их возраста сенсорных представлений; дети не умеют связано и последовательно отвечать на вопросы, делать выводы;
У 20% диагностируемых детей средний уровень сформированности элементарных знаний для их возраста сенсорных представлений; у детей частично сформированы основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
У 10% воспитанников высокий уровень сформированности элементарных знаний для их возраста сенсорных представлений; дети без труда, последовательно отвечают на вопросы, делают выводы; у детей сформированы основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру; у детей сформированы представления о сенсорных эталонах (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве).
Данные диагностики детей второй младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Материальное:
- организовать в группе центр сенсомоторного развития детей;
- создать в сенсомоторном уголке развивающее панно;
- пополнить игровой и сенсорный материал в группе;
- дополнить мелким игровым материалом наборы для экспериментирования с водой и песком, емкости разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания предметов;
- приобрести игры-вкладыши с основными формами; наборы объемных тел;
- приобрести куб с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел;
- обновить музыкальный уголок звучащими игрушками;
- приобрести пластмассовый конструктор «Лего»;
- изготовить дидактические игры по данной теме.
Научно-методическое:
1. Ознакомиться с научно-методической литературой.
2. Изучить передовой опыт других педагогов.
3. Составить комплексно-тематический план по данной теме
(Приложение В).
4. Подобрать и разработать конспекты занятий в игровой форме и с использованием дидактических игр, составить картотеку дидактических игр по сенсорному развитию детей (Приложение D).
II Этап основной (практический)
проходил в октябре 2020 года – марте 2021 года и определялся внедрением проекта и созданием условий для успешной его реализации.
1. Реализация перспективного плана проекта с детьми.
2. Реализация плана проекта с родителями.
3. Формирование у детей основ познавательного, созидательного отношения к окружающему миру через игры и игровые упражнения по сенсорному развитию ребенка.
4. Знакомство детей с дидактическим материалом и играми.
5. Обогащение развивающей среды.
III Этап (заключительный) проходил в апреле 2021 года.
1. Итоговая диагностика детей.
2. Подведение итогов проектной деятельности.
3. Выступление с темой и презентацией проекта на педсовете.
4. Проведение родительского собрания «Путешествие в страну Сенсорику».
На этом этапе мы сравнили полученные результаты внедрения проекта с исходными промежуточными данными. Процентное соотношение уровня знаний по данной теме у детей за этот период значительно повысилось, это наглядно представлено в гистограмме
У 20% детей низкий уровень сформированности элементарных знаний для их возраста сенсорных представлений; дети не умеют связано и последовательно отвечать на вопросы, делать выводы.
У 50% диагностируемых детей средний уровень сформированности элементарных знаний для их возраста сенсорных представлений; у детей частично сформированы основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру.
У 30% детей высокий уровень сформированности элементарных знаний для их возраста сенсорных представлений; дети без труда, последовательно отвечают на вопросы, делают выводы; у детей сформированы основы познавательного, бережного, созидательного отношения к окружающему миру; у детей сформированы представления о сенсорных эталонах (представления о цвете, форме, величине предметов, положения их в пространстве).
Анализ проведенной деятельности показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических, подвижных, развивающих игр эффективно помогает развивать сенсорную деятельность детей. У детей повысилась любознательность, пытливость; сформировались знания об определенных сенсорных эталонах; дети овладевают рациональными приемами обследования; дети активны при взаимодействии со взрослым в сенсомоторном уголке; проявляется желание творить; повысился интерес к опытно - экспериментальной деятельности.
На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности. Воспитание сенсорной культуры поможет детям в старшей и подготовительной группе овладеть навыками письма, послужит базой для изучения математики.
Обязательным элементом дидактическим игр является:
Отражение учебного материала.
Выделение игровых задач.
Наличие правил.
Действия играющих.
Методика организации дидактических игр:
Организация дидактических игр осуществляется педагогом в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее применение и анализ.
Подготовка:
- Отбор игры в соответствии с задачами обучения (углубление, обобщение, активизация знаний).
- Установление соответствий дидактической игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы.
- Определение наиболее удобного времени проведения дидактической игры.
- Выбор места.
- Определение количества играющих.
- Подготовка необходимого дидактического материала.
- Подготовка к игре самого воспитателя.
- Подготовка к игре детей.
Проведение игры:
- Ознакомление детей с содержанием игры.
- Объяснение хода и правил игры.
Правила игры:
- Основная цель правил игры - организовать действия, поведения детей.
- Правила могут запрещать, разрешать, предписывать что - то детям в игре.
От детей требуется :
- умение обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
В процессе сенсорного воспитания с помощью дидактических игр
можно выделить ряд этапов:
Целью первого этапа является привлечение внимания детей к этому сенсорному признаку, который должен быть освоен.
Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания.
Целью третьего этапа является формирование представлений об эталонах. Исходным в этом процессе является умение группировать предметы по тому или иному качеству. Дальнейшая работа предполагает ознакомление детей с многообразным выражением той или иной меры качества. Овладение эталоном поднимает умственную деятельность ребенка на новую ступень: формируется процесс обобщения на чувственной основе (эталон, углубляются процессы анализа, обобщения на основе владение эталоном.
Цель четвертого этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности. Для осуществления этой цели важна система заданий, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. На этом этапе педагог широко использует все виды деятельности, как на занятиях, так и в повседневной жизни.
1. Сочетание умственной задачи с активными действиями.
2. Элементы загадочности (догадайтесь дети, что в этой коробке).
Воспитатель выбирает такой дидактический материал (куклу, игрушку, который дети могут обследовать и действовать с ним. При проведении дидактической игры с детьми младшего возраста воспитатель объясняет правила по ходу игры. Большую требовательность нужно предъявлять к своим жестам, мимике. Маленький ребенок чутко реагирует на выражение глаз, мимику, улыбку воспитателя. При объяснении правил игры воспитателю надо обращать свой взгляд, то на одного, то на другого играющего, чтобы каждому казалось, что именно ему рассказывают об игре. Чтобы игра проходила успешнее, педагог готовит детей к игре : обязательно до игры знакомит их с предметами, которые будут использованы, их свойствам, изображения на картинках. Если в игре используются стихотворения, потешка, воспитатель знает их наизусть, читает их выразительно. Подводя итог с детьми младшего возраста, воспитатель, как правило, отмечает только положительное поведение детей во время проведения дидактической игры.
Формы реализации проекта:
- организованная образовательная деятельность;
- игровая деятельность вне занятий;
- оснащение предметно-пространственной среды;
- взаимодействие с родителями.
Формы сотрудничества с родителями и детьми:
Родители:
- консультации;
- родительские собрания;
- беседы;
- совместное анкетирование;
- индивидуальные беседы;
- совместная деятельность;
- посещение онлайн занятий;
- выставки дидактического оборудования;
- помощь в изготовлении дидактических игр;
- наглядные виды работы: информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактические игры, литература;
- изготовление и приобретение дидактического материала.
Дети:
- специальные занятия по сенсорному воспитанию;
- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию, лепке;
- дидактические игры на развитие тактильных ощущений;
- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;
- дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;
- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;
- подвижные игры на усвоение сенсорных эталонов;
- опыты и эксперименты, связанные с данной темой.
Диагностика реализации проекта:
Диагностика показала, что у детей преобладает высокий и средний уровень знаний.
У дошкольников развился устойчивый интерес к сенсорной деятельности.
Проведенная работа по сенсорному воспитанию :
помогла познакомиться детям с основными геометрическими фигурами, запомнить их названия,
научила детей различать цвет,
научила детей сравнивать предметы по величине,
способствовала развитию у детей тактильного и зрительного восприятия,
помогла в совершенствовании мелкой моторики рук,
Анализ проведенной работы показал, что систематическая и планомерная работа по данной проблеме, а также использование дидактических игр эффективно помогает развивать познавательную деятельность, развитие речи и сенсорных эталонов.
Представленная система работы направлена не только на сенсомоторное развитие ребенка, но и на формирование предпосылок учебной деятельности, поскольку задания нацеливают ребенка на усвоение способов ориентировки в окружающем мире. На основе использования игр по сенсомоторике и упражнений на развитие тактильного и зрительного восприятия, у дошкольников развиваются наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочиваются впечатления, которые они получили при взаимодействии с внешним миром, расширяется словарный запас, приобретаются навыки игровой, учебной и экспериментально-поисковой деятельности.
Родители проявили себя активными участниками работы по сенсорному развитию детей через игру.
Возросло желание родителей заниматься игровой деятельностью дома с детьми.
Родители познакомились с разными видами игр по сенсорному развитию.
В группе пополнена предметно–развивающая среда играми, купленными в магазине и играми, созданными своими руками.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В результате изучения темы «Развитие сенсорных способностей детей 3-4 лет через игру», мы сделали вывод, что работа по развитию сенсорных способностей детей должна осуществляться систематически и последовательно и включаться во все этапы жизнедеятельности детей : режимные моменты (умывание, одевание, завтрак, обед и т. п., игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др., занятия, трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Словом, оно должно пронизывать весь образовательный процесс, обогащая сенсорный и сенсомоторный опыт детей. Однако следует помнить: расширение чувствительного опыта детей должно производиться с учетом их возрастных психофизиологических и индивидуальных особенностей.
Основное внимание в проекте мы уделили работе с семьей. Свою работу мы проводили в тесном сотрудничестве с родителями – без их заинтересованности было бы трудно добиться положительных результатов по приобщению детей к сенсорной деятельности. Родители активно участвовали в создании игр по сенсорному развитию, с интересом знакомились и организовывали игры в домашней обстановке.
В группе мы создали сенсомоторный уголок. При организации сенсомоторного центра мы уделили внимание созданию концепции его оформления. В уголке собрано много материала на развитие тактильных ощущений. Мы используем здесь большое количество природного материала: шишки, жёлуди, грецкие орехи, бобы, горох и многое другое. Для развития всех органов чувств, в уголке подобран материал, который создала сама природа. Дети выкладывают узоры по образцу из различных видов круп, шишек, небольших веточек, ракушек, камушков. Составляют композиции из природного материала. И одновременно дети знакомятся со свойствами многих материалов, и развивают тактильные и пальцевые ощущения.
При выборе месторасположения сенсомоторного уголка в группе мы учитывали дидактические принципы удобства расположения уголка и доступности его для детей. Особое внимание уделили подбору сенсомоторных объектов для уголка в плане их безопасности для жизни и здоровья детей. Сенсомоторный уголок используется в педагогическом процессе, как во время свободной игровой деятельности, так и в самостоятельной игровой и поисково-экспериментальной деятельности детей. Назначение сенсорного центра в группе – развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорных и перцептивных способностей, речевого, психического развития детей, эмоционально положительного отношения к предметам и действиям с ними.
В ходе реализации проекта были изготовлены дидактические игры на закрепление понятия формы, на закрепление понятия величины, на закрепление понятия цвета.
Во время реализации данного проекта мы убедились на личном опыте, что игровой метод в сенсорном развитии детей является преобладающим и основным. Во время этих игр у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития. У детей воспитывается способность сосредоточиться на том, что им показывает и говорит взрослый. Но очень важно помнить, что игры должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Эта радость является залогом успешного сенсорного развития детей.