Зорина Юлия Сергеевна
Развитие сенсорных представлений у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
"Развитие сенсорных представлений у детей"
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.
Нормы сенсорного развития ребёнка по возрастам:
Темочки:
6–12 месяцев: ребёнок знакомится с окружающим миром и обогащается впечатлениями. Во время первого года жизни он учится следить за яркими, движущимися предметами.
2–3 года: малыши знают основные цвета, формы и размеры предметов, имеют представление об их сочетании. Могут сложить пирамидку и сортер.
4–5 лет: в этом возрасте появляются сенсорные эталоны — устойчивые представления о цветах, формах, размерах окружающих предметов. Ребёнок знает и различает не только базовую палитру, но и оттенки, полутона.
5–6 лет: период развития описательной деятельности. Ребёнок может охарактеризовать предмет по 3–5 параметрам, нарисовать его, слепить из пластилина прототип. Выполняет сложные глазомерные действия — может рассказать, насколько близко или далеко расположена вещь.
Ранний возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Поэтому, сенсорное развитие – одна из основных сторон воспитания.
Именно сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения и воспитания ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине).
В качестве средств решения познавательных задач в сенсорной культуре выступают сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов.
Сенсорные эталоны цвета представлены семью цветами спектра и их оттенками по светлоте и насыщенности.
В качестве сенсорных эталонов формы выступают геометрические фигуры.
Эталон величины – метрическая система мер. Усвоение сенсорных эталонов – это их использование в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
Именно форма, цвет и величина имеют определяющее значение для формирования зрительных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эталоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.
• 1 этап – предэталонный. При восприятии одного предмета другой используется как образец. Например, крыша дома похожа на треугольник, солнце на круг и т. д. Совершая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети также вынуждены учитывать их внешние свойства (например, мяч круглый, он катится; куб с углами, он не катится).
• 2 этап – средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный характер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобретает это качество при сравнении с другим. Например, арбуз большой, а яблоко – маленькое, так мы помогаем ребенку сопоставлять предметы между собой.
• 3 этап – уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. На данном этапе педагоги и родители помогают ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «короткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – маленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учатся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются и дидактические игры, проводимые с детьми.
Учим ребенка различать цвета!
Цветные карточки.
Итак, первые занятия как научить ребенка цветам. Возьмите цветной картон и прямо на листках подпишите ярким фломастером названия того или иного цвета. Показывайте малышу карточки и озвучивайте названия всех оттенков. Это наиболее верный способ для обучения цветам, но есть, несомненно, и другие.
Занимательная прогулка.
Находясь с малышом на улице, показывайте ему различные предметы, называя их цвет. Объясните, что трава зеленого цвета, солнышко желтого, снег белого, небо голубого. Таким образом, ваш малыш сможет запомнить все названия цветов и оттенков, которые у него будут ассоциироваться именно с этими предметами.
Интересные машины.
Также очень хорошо тренироваться на автомобилях, которые проезжают мимо вас. Называйте малышу знакомый цвет, а потом переспрашивайте его о том, какого же цвета эта машина? Находясь дома, также не забывайте о том, как научить ребенка различать цвета, уделяя время на их изучение. Говорите малышу не только о названии того или иного предмета, но и о его цвете. Не забывайте о том, что необходимо повторять названия систематически, потому что с первого раза ребенок не сможет запомнить названия цветов.
Разноцветные игрушки.
Попросите малыша собрать в одну сторону все предметы одного цвета, а в другую сторону – предметы иного цвета. Например, игра просто идеально подходит для мальчиков, у которых, есть множество игрушечных машинок. Пусть ваш малыш построит гараж только из красных машин, из зеленых, из синих и так далее. А девочки могут строить башню из цветных кубиков.
Красочные книги.
Не забывайте читать малышу книгу с красочными иллюстрациями. Попросите назвать или показать ребенка цвет того или иного предмета, который изображен на картинке. Если ребенок даст неправильный ответ, то стоит исправить его, а через какое-то время показать опять эту же картинку.
Пирамидка.
Пирамидка очень простая и познавательная забава для ребенка, которая не только познакомит маленького исследователя с формой (больше-меньше, но и с цветами. Поэтому целесообразней приобретать пирамидку с разноцветными кольцами.
Цветные коробки.
Возьмите разные коробки. Обклейте их цветной бумагой. Например, одну коробку – красной, другую – желтой (для начала начните с двух). Предложите ребенку находить среди разбросанных игрушек красные и желтые,и укладывать их в соответствующую коробку.
С уважением, логопед-дефектолог Юлия Сергеевна Зорина