Ольга Полозова
Развитие речи у дошкольников посредством развития мелкой моторики руки
▼ Скачать + Заказать документы
Фамилия, имя педагога: Полозова О. Л.
Должность: учитель-логопед
Возрастная группа: педагоги МДОАУ №199 старших групп
Тема: «Развитие речи у дошкольников посредством развития мелкой моторики руки»
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Публикация «Развитие речи у дошкольников посредством развития мелкой моторики руки» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Задачи:
- познакомить участников мастер-класса с эффективными методами использования нетрадиционных техник, способствующих развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста;
- закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике;
- повысить мотивацию к овладению нетрадиционными техниками, широкому применению в совместной деятельности с ребенком.
Оборудование: индивидуальные зеркала, речевой материал с кинезиологическими упражнениями, тактильные дорожки, камушки и стаканчики, бархатная бумага и цветные нити для рисования, массажные мячики, геометрические фигуры в цветных мешочках, презентация со зрительной гимнастикой.
Ход мастер-класса:
Данная тема звучит из года в год в дошкольном учреждении. Почему? Наверное, это очень важно!
Известно, что чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.
Весь материал, в котором предполагаются движения (особенно рук, лучше усваивается в стихотворной форме, т. к. стихи дают возможность войти в ритм движения, улучшается слоговая структура слова, вырабатывается правильный ритм дыхания, развивается речеслуховая память, включаются все анализаторы: и слуховой, и речевой, и кинестетический. Любой человеческий анализатор очень ценен, но управляет всем мозг, сознание… Поэтому, уважаемые педагоги, начнем мы с себя! «Порисуем в зеркалах». Я попрошу Вас взять индивидуальные зеркала, посмотреть на себя и улыбнуться! Только самодостаточная, уверенная личность сможет что-то развивать у себя и у детей. Каким вы себя видите? 3 главных качества. Проговорите громко фразу: «Ты сама не знаешь, какая ты замечательная. Как только ты поверишь в себя, ты сможешь справиться с любыми сложностями на свете»
Однажды, когда был серый, дождливый день, мальчик по имени Петр не мог найти себе места и крутился вокруг своего отца, мешая последнему готовиться к докладу.
Когда же терпение его отца подошло к концу, он вытащил из кучи один из старых журналов, вырвал из него большой красочный лист с картой мира, разорвал его на множество мелких кусочков и вручил их своему сыну со словами: «Петя, собери из этих кусочков снова карту, а я за это дам тебе денег на мороженое».
Казалось, что даже для взрослого человека, это будет работа не на 5 минут, тем более для маленького Пети. Какого же было удивление отца, когда сын постучался в его комнату с выполненным заданием уже через 10 минут.
— Как тебе удалось так быстро справиться с заданием? - спросил отец.
— Это было совсем не сложно, — ответил Петя.
«Просто на другой стороне карты, был большой рисунок человека. Я просто перевернул все кусочки с картой наоборот, собрал изображение человека и, перевернув снова лист, получил правильно собранную карту мира. Я подумал, что если человек правильный, то и мир будет правильный».
Отец улыбнулся и передал сыну деньги на мороженое.
«Если человек правильный, то и мир будет правильный», — размышлял отец, понимая, что название доклада у него определённо есть.
У нас с Вами определенно есть возможность создать правильного человека, регулярно влияя на развитие его головного мозга, в прямом смысле этого слова. Движения рук, ног, пальцев посылают импульсы от рецепторов двигательной сферы и питают головной мозг, помогая развивать и речь ребенка. Для гармоничного развития необходимо регулярное снабжение мозга такими импульсами. Развитие психических процессов напрямую зависят от качества движений.
Человек начинает "понимать" что можно делать и творить своими руками и это - "правильные" движения.
Но в начале, предлагаю посмотреть на пробелы в развитии мелкой моторики у детей дошкольного возраста :
1. При развитии тонких движений пальцев рук в основном используются упражнения на движения сжатия, лишь изредка на растяжение и почти никогда на расслабление, что приводит к дополнительному повышению тонуса пальцев рук.
2. При проведении привычного набора занятий по развитию мелкой моторики педагогами используются в основном упражнения, тренирующие движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны и в быту, и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – обычно пассивны.
3. Крайне мало внимания уделяется массажу, самомассажу, суставной гимнастике, динамическим упражнениям, элементам аутогенной тренировки. Не используется массаж биологически активных точек, массаж рефлекторных зон кистей рук, способствующие оздоровлению всего организма.
4. Мало уделяется внимания формированию у детей элементов саморасслабления при произнесении тех или иных звуков.
Ну что же, а теперь сказка!
Волшебный лес.
Однажды летним солнечным утром на лесной опушке встретились медведь, волк, заяц и лиса. Все они были грустные, медведю не захотелось обижать волка, волк не хотел ссориться с лисицей, а лисе не хотелось пугать зайца. Что же случилось? И стали лесные звери рассказывать друг другу о своих бедах. Вот вздохнул тяжко медведь:
«Трудно стало жить в лесу,
Я так больше не могу (Упражнение
Лесорубы в лес пришли «Перекрестное марширование»)
И берлогу разнесли.
Где теперь мне зимовать
Медвежат моих качать»
Да, братцы мои, - молвила лисица, -
«Подскажите, кто должен знать
Злых браконьеров как прогнать? (Упражнение «Ухо – нос»)
Спрятать негде мне лисят
Кусты, деревья вырубить хотят…»
Заяц плакал и возмущался всем своим заячьим сердцем:
- Права ты голубушка – лисичка. А у тебя волчок, какая беда?
«Выть готов и день, и ночь
Никто не сможет мне помочь (Упражнение «Лезгинка»)
Лесной пожар к нам на пути,
Сжигает все, как от него уйти?»
Думали лесные звери до позднего вечера и решили утром пойти за помощью к Человеку. Легли они спать около пенечка и крепко уснули. Во сне им снился волшебный лес, в котором им уютно, сытно и не страшно.
Проснувшись, отправились в путь. Шли они извилистыми дорожками, прыгали по кочкам (прокатывание шариков по дорожкам). Работаем безымянным пальцем и мизинцем.
«Мы по лесу, по поляне
Меж деревьев и кустов
За советом к Человеку
Сложный путь пройти готов»
Встретили семейство ежей, поиграем с ними, произносим слова и разминаем ладони, каждый пальчик, руки, ноги (массажные мячи) :
«У сосны, у пихты, елки
Очень колкие иголки.
Но еще сильней, чем ельник,
Вас уколет можжевельник.
Песню ежики пропели
И бегом с грибом под ели.
Очень любят все ежи
Поиграться от души».
Увидели необыкновенную картину – поляна, освещенная солнцем, море цветов, чудесных насекомых, диких животных – все резвятся и играют. Понаблюдайте за этим чудом, следим глазами, показываем на движущуюся точку указательным и средним пальцем, а также двигаем языком. Ну, а теперь, давайте изобразим любой понравившийся объект ниткой на бархатной бумаге, кого или что вы увидели…
Ой, посмотрите, наши животные встретили препятствие: куча камней засыпала мост, сложно им перейти через реку. Поможем? Перед вами 2 стаканчика и камушки, разложите их в равном количестве по стаканам, но глаза ваши будут закрыты. Можете вслух производить счет камушков. Обратите внимание, уважаемые педагоги, что при отключении одного из анализаторов, насколько становится сложнее выполнять то или иное действие. Но насколько мы сосредотачиваем свое внимание на других органах чувств.
Ну, что же настал момент выходить из леса, но не могут сделать этого животные. Путь преградила паутина, помогите, достаньте из мешочка с закрытыми глазами квадраты и намотайте всю паутину на них, освободите путь диким животным… Отлично! Молодцы!
Подошли к дому Человека, страшно было, но все равно постучались в дверь. Человек вышел на крыльцо:
- Зачем пожаловали? – спросил он.
Лесные звери стали наперебой рассказывать о своих горестях и бедах.
- Помоги нам добрый Человек, - хором молвили звери.
- А почему я должен вам помогать?- задумчиво спросил Человек. – Какая мне польза от каждого из вас?
- Я могу быть санитаром леса, - сказал волк.
- А я враг вредных грызунов и насекомых, - ответила лисица.
- Жизнь моя, - сказал заяц и заплакал, - цепочка бед, нужды и страданий, чтобы избежать их, я стараюсь быть бдительным и осторожным, но все-таки самым верным средством спасения остается мой заячий страх, над которым так все смеются. Даже и не знаю, какая тебе Человек от меня польза.
Долго думал медведь, что ответить Человеку, а затем грустно молвил:
- Я хороший рыболов! Вот и вся, наверное, ненужная польза для тебя Человек! Но мы все просто хотим жить!
Задумался Человек, и подумал о том, что каждый зверь, каждая травинка, деревце – это все живое, как и он сам, - и все важны на планете «Земля».
- Наверное, никто не сможет вам помочь, звери лесные, кроме меня. Поселю я вас в волшебном лесу, где много деревьев, кустарников, ягод, грибов, там, где журчат прозрачные ручьи, чистые реки, в которых очень много рыбы. Ты медведь сможешь построить себе большую берлогу, ты лисичка не будешь бояться за своих лисят, так как в этом лесу не будет злых браконьеров. Отныне волк не погонят тебя лесные пожары из родного леса. А тебе заинька будет сытно и не придется больше плакать. Этот волшебный лес будет вашим домом под названием «Заповедник». А я буду всегда охранять всех зверей и все живое, что находиться в волшебном лесу. И теперь зовите меня просто Лесничий – хранитель леса.
Поклонились медведь, волк, лиса и заяц Лесничему, от счастья им хотелось смеяться. И с той поры стали лесные звери в заповеднике жить – поживать да лиха не знать.
Правильный человек? Правильный мир вокруг создает! А теперь пускаем по кругу Куклу – ребенка и говорим ему: «Я помогу тебе правильно развиваться, поиграем в игру…»
Советы для педагогов
«Игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук»
1. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины. Если во дворе зима – что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Используйте любую возможность, чтобы улучшать мелкую моторику рук ребенка.
2. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей. Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка.
3. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций. Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
4. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.
5. Конструирование. Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук.
6. Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.
7. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на верёвке. Каждое такое движение оказывает огромное влияние на развитие мелкой моторики рук малыша.
8. Закручивание и раскручивание крышек банок, пузырьков и т. д. также улучшает развитие мелкой моторики и ловкость пальчиков ребенка.
9. Всасывание пипеткой воды. Развивает мелкие движения пальчиков и улучшает общую моторику рук.
10. Нанизывание бус и пуговиц. Летом можно сделать бусы из рябины, орешков, семян тыквы и огурцов, мелких плодов и т. д. Интересное занятие для развития воображения, фантазии и мелкой моторики рук.