Вера Юрьевна Хузина
«Развитие речи у детей раннего возраста»
▼ Скачать +Заказ
Развитие речи детей в возрасте от 1.5 до 3 лет
У ребенка второго года жизни ведущей формой деятельности, стимулирующей его речевое развитие, является предметно-действенное общение со взрослыми. Только в процессе выполнения совместно со взрослыми простейших предметных действий ребенок усваивает основное назначение предметов, опыт социального поведения, накапливает необходимый запас знаний и представлений, пассивный и активный словарь и начинает использовать формы речевого общения.
Публикация «„Развитие речи у детей раннего возраста“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При правильных условиях воспитания достаточного общения ребенка со взрослым, резкий перелом в развитии речи ребенка обычно происходит в начале второй половины второго года жизни. Предложения, конструируемые, ребенком в этом возрасте существенно отличаются, от предложений, употребляемых взрослыми, именно неизменностью входимых в их состав отдельных слов. Связи между словами сведены к двум типам: субъект и его действие ( например: дядя стучит, кукла плачет) действие и объект действия или место действия (дай булку) Ребенок второго года жизни хорошо понимает обращенную к нему речь. Активно играет с игрушками. Дифференцированно относится к окружающим. Начинает проявлять интерес к детям. Развивается игра по подражанию. Начинает формироваться представление о схеме тела. Ребенок второго года жизни узнает имена и названия предметов. Понимает слово «здесь, сейчас». Говорит 50-70 слов, более половины употребляемых слов - существительные. В речи преобладает восклицания. Начинают произносить двух и трехсловные предложения. Появляются личные местоимения.
Конец второго года жизни знаменует начало нового этапа в развитии речи. Основным его содержанием является усвоение грамматической структуры предложений. Если на этом возрастном этапе не происходит смены ведущей формы деятельности, продолжает преобладать эмоционально-положительное общение, то у ребенка возникает отставание речевого развития.
С трех лет жизни ведущей формой деятельности становится игра, в процессе которой происходит интенсивное развитие речи.
Третий год жизни характеризуется чрезвычайно возрастающей речевой активностью ребенка. Запоминание стихов и сказок является важным источником развития речи. Словарный запас при правильной педагогической работе с детьми- 1200-1500 слов к концу третьего года. В словарном составе встречаются почти все части речи; среди предложений встречаются основные их типы, включая сложные бессоюзные и союзные предложения. Ребенок к трем годам овладевает почти всеми падежами и всеми предметными отношениями, которые с их помощью выражаются. Это время можно охарактеризовать как период активных форм общения. Речь становится важнейшим средством общения и формирования мышления. Благодаря речи сенсорный опыт ребенка превращается в акт познания. Развивается функция обобщения на наглядно-конкретном уровне. Ребенок начинает устанавливать причинно следственные связи. Развивается самосознание. К концу периода ребенок начинает говорить о себе в первом лице и задавать много вопросов, стремится вступать в контакт с окружающими его детьми. Эмоциональные реакции носят избирательный и дифференцированный характер.
Родителям важно уделять ребенку как можно больше внимания для общения с ним, для игр, массажа, упражнений. Особенно большое внимание нужно уделять развитию мелкой моторики рук, потому что центры, ответственные за движения руки, артикуляционные движения (губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба, находятся в коре головного мозга в ближайшем соседстве. Развивая мелкую моторику рук, мы тем самым как бы готовим почву для артикуляторных движений. Народная педагогика, наши бабушки интуитивно чувствовали это и проводили с малышами всевозможные игры типа «Ладушки», «Идет коза рогатая», «Маленькие ножки шагают по дорожке», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит» и т. д.
В случае отсутствия активной речи у малыша 1.5-3 лет необходимо организовать консультацию у грамотных специалистов - логопеда, психолога, психоневролога, отоларинголога, провести ряд медицинских исследований (энцифалограмму и эхограмму мозга, аудиограмму и др.). Наблюдения специалистов и объективные данные медицинских исследований позволят уточнить характер нарушения и степень его сложности, предположить возможные причины возникновения нарушения. В результате такого обследования становится возможным организовать адекватную помощь ребенку.
В работе с детьми раннего возрастаследует учитывать следующие моменты:
- ребенок познает мир с помощью взрослого человека путем подражания
В совместной деятельности ребенка и взрослого необходимо совмещать элементы игры и общения. Длительность 5-10 мин. Необходима смена видов деятельности. Детям необходима положительная оценка их деятельности. Так на начальном этапе именно принцип подражания ложится в основу обучения ребенка. Последовательность развития общего подражания. Начинают с отдельных простых движений, затем учат детей выполнять несколько движений. Далее действие с предметами и игрушками. Особое внимание советуем уделять развитию подражания движениям кистей рук «Ладошки, водичка, капуста, цветки».